страны арктики

Рубрики

Кижский погост

Кижи — это всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов, который находится на острове Кижи на Онежском озере в Карелии. Ансамбль является частью частью Государственного историко-архитектурного музея «Кижи».

Кижский погост
На фото: В состав Кижского погоста входит церковь Преображения Господня, Покровская церковь, колокольня и ограда.

С какой бы точки мы ни осматривали архитектурные памятники Кижского погоста, они все время предстают в неповторимом сочетании: то горделиво выдвинется на первый план церковь Преображения, то пронзительно глянет зоркой звонницей колокольня, то, вовсе спрятав шатровый верх, ансамбль представится двумя многоглавыми храмами. Сколько ракурсов — столько фасадов. Счастье сотворчества принадлежит тут всякому, кто наделен способностью двигаться, видеть, восхищаться, ибо нельзя не восхищаться емкостью, неисчерпаемостью художественного образа, рожденного творческим горением древних зодчих.

Основной мотив, которому подчинены памятники погоста — пирамидальный силуэт, по-разному переданный в каждом сооружении. Он-то и создает тот настрой, который объединяет все сооружения в единое целое, акцентируя внимание на архитектурной доминанте.

Подчеркивая значимость и выразительность деталей и объемов главного сооружения, «вторые голоса» не только не противоречат мелодии солирующего храма, но всем своим образным строем поддерживают и развивают ее, выступая в качестве полноправных и необходимых участников прекрасно спаянного «оркестра».

Однако легко заметить, сколь различны по своему облику Преображенская и Покровская церкви, сколько несходного в сходном Крещатому плану Преображенской церкви противопоставлен вытянутый прямоугольник Покровской; восьмерику основания — сруб о четырех стенах; динамизму и легкости — подчеркнутая весомость.

Нельзя не отметить и «диалогов» второстепенных объемов: сведенного на нет алтаря Преображенского храма и полновесного, приукрашенного сочной бочкой алтарного прируба Покровской церкви; просторной, приземистой трапезной летней церкви и нарочито сухих очертаний приподнятого и незначительного по площади притвора зимней.

Столь разительный контраст, помимо исчерпывающего выявления специфики, неповторимости каждого из памятников, красноречиво свидетельствует о широте в выборе выразительных средств, бесконечном варьировании объемов, неуемной фантазии народных зодчих, умевших комбинации знакомых, «типовых» элементов всякий раз обращать в уникальную, неподражаемую, творчески осмысленную композицию.

Проводя идею контрастности в построении ансамбля, зодчие ни на минуту не забывали и о его цельности, подчеркивая моменты, объединяющие его композиционно. Иногда кажется, что все здания ансамбля рождены единым порывом вдохновения, и лишь пристальное знакомство с каждым из них напоминает о том, что их создание разделяет полуторавековой период.

Опоясанные приземистой оградой основные сооружения выглядят еще более спаянно и внушительно. Нисколько не заслоняя собою памятников, ограда служит более полному раскрытию их особенностей. О том, насколько проигрывал бы без нее ансамбль, можно судить по сохранившимся старым фотографиям.

Погост, погостье — это место остановки князя и его дружины для сбора дани, своего рода постоялый двор. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений).

После распространения христианства «погост» стало обозначать деревню с церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Начиная с XIX века слово «погост» использовалось, в основном, в значении «кладбище»

Архитектурный ансамбль Кижского погоста принадлежит к лучшим творениям северных зодчих. Его можно не только поставить в один ряд с такими замечательными комплексами, как Юромский погост на реке Мезени, Ильинский погост на Водлозере, погост села Лядины Архангельской области, ансамбль села Турчасово на реке Онеге, но и рассматривать как вершину в создании ансамблей подобного рода. Он тем более уникален, что многие перечисленные памятники по различным причинам не сохранились до нашего времени, и судить о них теперь можно лишь по зарисовкам и фотографиям. Поэтому ансамбль — как и каждая из его составляющих — перерастает свое самостоятельное значение и становится для нас памятником архитектуры широчайшей исторической эпохи. В этом его огромная историческая, социальная и художественная ценность.

 

Вернуться на Музей-заповедник «Кижи»