Страны Арктики и Антарктика

Покровская церковь (Кижи)

Покровская церковь, Кижи

Прошло полвека, и рядом с церковью Преображения Господня, построенной в 1714 году,  поднялось многоглавие Покровской церкви. Сложность при ее сооружении состояла в том, что нужно было не только возвести новый храм, но и сделать его органической, составной частью ансамбля.

В основу композиции здания положен объем основного церковного помещения - восьмерик на четверике, который связывает в единый комплекс придел алтаря, трапезную, сени и крыльцо.

В целом памятник отличается ясным, читаемым с первого взгляда композиционным построением, в котором каждая из составляющих свободно реализует свои неповторимые выразительные средства - будь то фасонный излом бочечной кровли алтаря, нарядное многоглавие верха или гостеприимное крыльцо. В согласии образного языка отдельных частей сооружения велика роль ключевого элемента эмоционального воздействия - восьмерика.

Восьмерик играет важную роль в создании живописного силуэта: поставленный на мощный четверик, обогащенный повалом - плавным расширением сруба в верхней части, окаймленный фронтонным поясом, он резко выделяется на фоне светлого северного неба. Ощутимая кряжистость его, несомненная мощь разительно контрастируют с легкостью венчания, отчего все девяти-главие кажется невесомым, парящим в воздухе. Контрастные построения - отличительная особенность архитектуры Покровской церкви - служат созданию ярко индивидуального художественного образа и играют существенную роль в образном строе ансамбля в целом.

Центральный столп Покровской церкви традиционен для церквей подобного типа. Примером тому могут служить несохранившиеся церковь села Деревянное 1683 года и Варлаамовская церковь Рыборецкого погоста 1693 года. Упомянутые памятники стояли на западном побережье Онежского озера. Храмы Деревянного и Рыбреки венчались шатрами.

Высказываются предположения, что и кижская Покровская церковь первоначально была шатровой и лишь впоследствии, ради создания более целостного ансамбля, ей было придано существующее ныне уникальное девятиглавие. И хотя в пользу такого предположения говорят следы врубок, необходимых для возведения шатра, обнаруженные архитектором Л. М. Лисенко, тем не менее мы еще не располагаем достаточным количеством фактов, чтобы утверждать это со всей определенностью, как и не располагаем убедительными сведениями, чтобы говорить о более ранней датировке сооружения.

При восприятии Покровской и Преображенской церквей большое значение для понимания композиционного единства ансамбля имеют их крыльца. Поднятые высоко над землей, возвышаясь над оградой, они зрительно связывают воедино оба архитектурных памятника, как бы прочерчивая линию горизонта.

По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровской церкви тождественно крыльцам крестьянских домов - та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба “в обло”, и высокий подклет, и безгвоздевая крыша с потоками, причелинами и полотенцем.

Безгвоздевую крышу можно увидеть в музее и на часовне, и в покрытии мельничной клети, и над срубом риги. Конструкция такой кровли подкупающе проста. Бревна, образующие треугольные фронтоны противоположных стен, связываются попарно длинными продольными брусьями - слегами. В полученный каркас врубаются “курицы” - небольшого сечения перекладины с загнутыми кверху концами. Своим названием курицы обязаны обработке окончаний, принимавших нередко вид птичьих голов. На крючья “куриц” укладывали квадратного сечения брус с глубоким пазом со стороны, обращенной к гребню крыши; в этот паз вставлялись нижние концы теса.

Оба образованных таким образом ската накрывались сверху массивным брусом с вырубленным заранее желобом, под. которым и сходились кровельные плоскости. Верхний брус, получивший название шелома, предохраняет стык скатов от попадания воды и закрепляет тес.

Срубы здания возведены на сплошном фундаменте из местного камня: в нижней части устроен высокий, достигающий двух метров, подклет. Покровская церковь была задумана как зимний храм. Поэтому желание максимально поднять над землей уровень пола внутренних помещений оправдано и рационально. Сруб сложен по способу “в шип” и “в обло”, причем последний прием нашел применение лишь при возведении несущих конструкций.

Как и в каждом из деревянных памятников, здесь создана надежная система водоотвода, продуманная в целом и в деталях. Первоэлементом ее служит лемеховое   покрытие   барабанов   и   главок.   На стыках барабанов с восьмигранниками оснований выведены покатые воротнички полиц, служащие дополнительным водостоком. Восемь скатов кровли устроены под углом, что способствует быстрому стоку воды. Крыша над восьмериком, благодаря повалу, далеко выносится от сруба, защищая его от попадания влаги. Полицы над углами основного помещения и скаты крыши над сенями и трапезной дополняют комплекс средств, предохраняющих сруб от губительного действия сырости.

НАВЕРХ!