страны арктики

Рубрики

Пудожская малодворная деревня

Дорога, уходящая на север от деревни Ямка, почти сразу скрывает ее от глаз и за очередным поворотом  на сглаженном участке хребта открывается панорама пудожской малодворной деревни. Это — пудожский сектор заповедника «Кижи» — пудожская малодворная деревня.  Три дома выстроились на высоком берегу на одной стороне дороги. По другую ее сторону, ближе к озеру словно вросли в землю амбары.

Выделение культуры Пудожа в особый архитектурно-этнографический комплекс связано с тем, что Пудожский регион на протяжении многовековой истории Карелии всегда составлял самостоятельную административно-территориальную единицу.

Территория бывшего Пудожского уезда Олонецкой губернии простиралась между восточным побережьем Онежского озера и рекой Кеной, которая служила естественной западной границей с Каргопольем. На севере Пудожский уезд граничил с Повенецким уездом и Архангельской губернией, а на юге вместе с Вытегорским уездом примыкал к Вологодской губернии.

В рамках этого района, где коренное население было русское, сложилась самобытная культура, запечатленная и в архитектуре, и в фольклоре, и в прикладном искусстве. Имея тесное общение с Заонежьем и Каргопольем, пудожане испытывали влияние культуры своих соседей, черты которой можно проследить хотя бы на примере двух домов из Пудожского района.

Старинные деревни Пудожского края имели замкнутую или полузамкнутую структуру. Хозяйственные постройки располагались обычно за линией домов. Довольно часто встречалась и «рядовая» планировка уличной застройки с ориентацией главных фасадов домов на восток, на дорогу и одновременно на воду. При создании Пудожского сектора архитекторы избрали именно такую систему застройки, позволяющую, при учете конкретного места и ландшафта, наиболее убедительно показать особенности Пудожской малодворной деревни. В настоящее время в нее входят три жилых дома, три амбара и баня. По плану развития музея еще в конце 80-начале 90х годов сюда планировалось перевезти еще  часовню, ригу, водяную мельницу.

Экспозиция пудожской деревни начинается с дома крестьянина Бутина из деревни Пяльмозеро, построенного в середине XIX века. Он представляет тип домов с открытой двурядной связью, в других районах Карелии не встречающихся. В подобных домах срубы жилья и двора-сарая ставятся параллельно под самостоятельными двускатными крышами.

В двадцати метрах от него располагается дом крестьянина-середняка из деревни Пяльма (конец XIX века). Как мы отмечали, в планировке дома, его декоре сказалось влияние заонежской архитектуры, которая широко представлена в музее.

К северу от этого дома располагается главным фасадом к дороге, дом крестьянина-середняка, перевезенный из деревни Кубовская (начало XIX века). Тип дома — «брус» с уширенным сараем. Характерной особенностью его является то, что рядом поставлена небольшая четырехстенная изба -«заднюха», служившая первоначально для приготовления пойла скоту, а в дальнейшем, с увеличением семьи,- жильем.

Дом крестьянина из деревни Пяльма даже внешним видом (расположение окон, декоративное убранство) напоминает дома заонежских крестьян. А вот дом крестьянина  из деревни  Пялозеро ближе к домам Каргопольского и Плесецкого районов Архангельской области. Связь с Каргопольем больше прослеживается в интерьерах домов: в конструктивных особенностях избы и в предметах быта. Так, в пудожских домах имеются расписные шкафы-перегородки, разделяющие избу; в быту широко использовались резные, расписные прялки каргопольского типа (особенно в восточной части Пудожского района); в вышивке — шов «набором», распространенный в Каргопольском районе.

Промыслы Пудожского уезда отличались разнообразием, были широко распространены, продукция их пользовалась немалым спросом. Изделия искусных столяров, сапожников, резчиков по дереву, художников, вышивальщиц посетители увидят и в интерьере дома, и на специально организованных выставках.

 

Вернуться на По дорогам острова Кижи