Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Многодворная деревня Ямка (Ольхино)

На восточном побережье острова, к северу от усадьбы крестьянина Яковлева, воссоздана типичная деревня Заонежья второй половины XIX- начала XX века. Главное достоинство деревни не столько в ценности составляющих его отдельных построек, сколько в восстановлении ее облика как единого архитектурного целого, с полным комплексом жилых и хозяйственных построек, а также вспомогательных сооружений.

Экспозиция развертывается на том месте, где с давних пор существовала деревня, именовавшаяся в старых документах Ольхино. Нынешнее наименование — Ямка — связывается с характерным расположением деревни в низине, с трех сторон окаймленной пологими холмами, а с четвертой омываемой озером.

Как показало обследование деревни, проведенное в 1969 году, она объединяла ранее свыше 10 неоднородных крестьянских домов с прилегающими к ним подсобными постройками. Часть зданий не сохранилась до наших дней, а оставшиеся были искажены многочисленными переделками. Сегодняшняя экспозиция привлекает разнообразием памятников гражданской архитектуры, главным образом крестьянских домов.

У самого края деревни, почти у околицы, поставлен дом крестьянина Левичева, перевезенный сюда из деревни Усть-Яндома. Это типичная для рубежа XIX-XX веков жилая постройка Заонежья — одноэтажная и небольшая по площади. По планировке она принадлежит к типу домов «брусом» и сходна с рассмотренными выше домами Яковлева и Сергеева на южной оконечности острова.

Жилая часть дома Левичева представляет собой пятистенок с поперечным перерубом на подклете; здесь расположены изба и горница. Время сооружения памятника — 1929 год.

Как и при перевозке в музей всякого памятника, дом был тщательно реставрирован. Заменены сгнившие бревна сруба, реконструирована крыша (ныне она сделана «по курицам и потокам» взамен стропильной, также имевшей два ската). Заново выполнено по типичным образцам декоративное убранство — порезка потоков, столбов взвоза в виде «дынек», причелин и полотенца. Поздний характер резьбы соответствует времени сооружения дома.

Рядом с домом Левичева, на месте несохранившейся избы, поставлено здание, перевезенное в музей из деревни Маньшино. Это дом крестьянина Пономарева.

Постройка, подобная домам Ошевнева и Елизарова, принадлежит к типу «кошель». Жилая часть — одноэтажная, на высоком подклете, состоит из двух срубов, разделенных между собой сенями. Хозяйственная часть двухэтажная.

Точная дата постройки дома Пономарева неизвестна, однако установлено, что сооружался он не одновременно. Ранее других, во второй половине XIX века, срублена курная изба, ориентированная ныне на юго-восток. Окончательный облик дома сложился на рубеже XIX- XX веков. Об этом говорят, в частности, конструктивные особенности крыши и традиционное решение интерьера с преобладанием встроенной неподвижной обстановки.

Реставрация здания велась по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Она коснулась восстановления гульбища и балкона светелки, крыльца, укрепления сруба и воссоздания по сохранившимся фрагментам декоративного убранства — причелин и волютных наличников.

В отличие от знакомых уже домов деревни дом А. В. Мошниковой — настоящий старожил Ямки. По свидетельству местных жителей, он был построен здесь в начале XX века. До нашего времени памятник дошел в плохом состоянии — очень обветшал сруб, совсем не сохранился двор.

По архитектурно-планировочным признакам хозяйственные и жилые помещения объединены по одной линии — дом близок типу постройки «брус». Жилая часть, пятистенок, имеет два этажа без подклета и главным фасадом ориентирована на озеро; хозяйственная — сарай — несколько сдвинута к северу по оси относительно жилья, что сообщает зданию усложненный план.

Как общий планировочный принцип, так и отмеченная его особенность делают дом А. В. Мошниковой характерным для своего времени, когда при возведении новых зданий не всегда учитывался опыт народной архитектуры и нередко нарушались сложившиеся традиции.

Реставрация памятника коснулась как реконструкции отдельных частей — фундамента, крыши, сооружения светелки и балкона на северном фронтоне, так и восстановления декора. Резко изменился облик постройки после замены четырехскатной крыши двускатной, в соответствии с характерным устройством крыш заонежских изб конца XIX века. Резное убранство выполнено с учетом образцов, типичных для второй половины XIX века.

Из деревни Усть-Яндома привезен в деревню Ямка дом Пертякова. Это постройка типа «брус» с двухэтажной жилой частью — пятистенком, сооруженным без подклета. Внизу расположена изба, горница и комната-боковушка.  Планировка  второго  этажа идентична.

Время сооружения здания — 1905 год. Поэтому видна определенная закономерность в отступлениях от строительных традиций прошлого. Важнейшие из них — устройство четырехскатной крыши, а также обшивка сруба избы и сеней тесом. «Новшества» грубо нарушили выразительность здания: крыша приобрела вид унылого колпака, а обшивка скрыла от глаз подкупающую логичностью конструкцию сруба, его суровую бревенчатую фактуру.

В искаженном виде дом Пертякова утратил сходство с типичными крестьянскими домами Заонежья XIX века. Поскольку в заповеднике он поставлен на месте несо-хранившегося дома XIX века, было принято решение провести его реконструкцию. По проекту архитектора А. В. Ополовникова крыша выполнена на два ската, восстановлена вся дворовая часть, снята обшивка, заново сделан взвоз. Резное убранство исполнено с ориентацией на характерные для конца XIX века образцы.

Основные реставрационные работы по объекту завершены в 1970 году. В музей он перевезен годом раньше. В обновленном виде постройка активно участвует в воссоздании облика заповедной заонежской деревни.

Ближе к северной околице расположен дом Никоновой из деревни Липовицы. Его легко отличить по своеобразной ориентации — главный фасад обращен не на озеро, как у большинства памятников, а на север. Строение вытянулось вдоль улицы и поставлено несколько в глубине.

Дом невелик, это миниатюрная жилая постройка «брусом». Изба сложена без подклета. Хозяйственная часть сделана двухэтажной и примыкает к жилью сзади. Крыша традиционного устройства — «по курицам и потокам».

При реставрации памятника заменено покрытие крыши, восстановлено крыльцо на столбах, поставлены новые бревна сруба взамен пришедших в ветхость. Приче-лины и полотенце выполнены по принципу аналогии.

У северного конца деревни генеральным планом развития музея предусматривается поставить «двужирную» избу — на месте прежней, не сохранившейся и напоминавшей о своем существовании лишь остатками фундамента. Нужная постройка была обнаружена в деревне Вигово Великогубского сельсовета; ею оказался дом Вичурина, построенный в начале XX века.

По планировочным признакам дом Вичурина напоминает «брус», но имеет от него некоторые отступления: сруб хозяйственной части значительно шире по сравнению с избой. Поэтому в плане здание Г-образной формы.

Значительно снижали достоинства дома обшивка тесом и четырехскатная крыша. При реставрации дома на территории заповедника отмеченные недостатки устранены; крыша построена «по курицам и потокам», сруб освобожден от обшивки. Помимо этого, восстановлен взвоз, заново сделаны наличники, причелины и полотенце.

Дом завершает формирование северной оконечности деревни. Главный его фасад обращен в сторону основных построек,   а   боковой — на   озеро.   Работы   по реконструкции памятника выполнены в 1971 -1972 годах по проекту архитектора А. В. Ополовникова.

В числе последних «новоселов» заповедной деревни отметим дома Ананьевых и Березкиных (оба из деревни Красная Сельга) и ветряную мельницу из деревни Вороний Остров.

Дома — главные, но не единственные строения, создающие панораму деревни. Северное село, подступившее к кромке воды, непременно включает многочисленные амбары, в том числе рыбные, бани и мостовища. Одна из подкупающих особенностей прибрежной планировки — в ее органической связи с пейзажем. И дома, и все подсобные строения как бы следуют очертанию берега, выстраиваясь нарядным полукольцом по сторонам залива.

В облике прибрежных деревень определяющая, ведущая роль принадлежит ландшафту. Подобно тому, как на опушке леса всегда можно встретить молодые, низкорослые деревца, первый «порядок» такой деревни образуют разбросанные по кромке воды «кубики» бань — они и правда кажутся игрушечными по сравнению с тяжелыми объемами северных изб. Бани, мостовища с причаленными смолеными лодками делают бережок живописным и привлекательным. Он — одно из слагаемых в облике приозерного селения.

Важная роль в пространственной организации деревни принадлежит косой изгороди — она прихотливо огибает срубы, карабкается на пригорки и холмы, порою подступая к воде. Косая изгородь, подобно сети, крепко «держит» и отчетливо выявляет всю планировочную структуру деревни. Перед фасадами домов изгородь расступается, образуя улицу — протяженную лужайку, поросшую сочной травой. От дома к дому протоптаны дорожки — настоящие лесные тропинки, деловито расходящиеся в разные стороны: к соседней деревеньке, к пристани, к магазину.

Одним   из   интересных   памятников   является также поставленный близ деревни поклонный крест из села Хашезеро. В двух резных розетках креста сохранились надписи «1812 г.» и «Победа», свидетельствующие о живом отклике жителей Карелии на события Отечественной войны 1812 года. Это дает основание расценивать данный экспонат и как художественный, и как ценный исторический памятник.
В деревне Ямка, кроме архитектурных памятников, будет сохранено все — и темная до синевы зелень леса близлежащих островов, и чистота озерной глади, и первозданная тишина, нарушаемая в знойный полдень лишь стрекотанием кузнечиков.

Вернуться на По дорогам острова Кижи