Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

История Преображенской церкви в Кижах

Как показывают исследования научных сотрудников музея «Кижи» Б. А. и В. А. Гущиных, изучавших писцовые книги Обонежской пятины Великого Новгорода, первое упоминание о Кижском погосте встречается уже в 1496 году. В писцовой книге 1616 года дано краткое описание погоста, в котором, в частности, говорится, что деревянная церковь Спаса Преображения с папертью имела шатровый верх.

Народные предания упорно связывают местонахождение первых христианских храмов Кижского острова с самой возвышенной его частью — Нарьиной горой, однако археологическая разведка в 1980 году не подтвердила этого.

Преображенская церковь была освящена в 1714 году, о чем впервые сообщил академик архитектуры Л. В. Даль, проводивший обследование памятника летом 1876 года. В 1907 году, по просьбе императорского Московского археологического общества, преподаватель Петрозаводской духовной семинарии, известный карельский краевед Н. С. Шайжин составил на основании архива Олонецкой духовной консистории список старейших церквей губернии, в котором не только подтверждена датировка Преображенской церкви, но и указано время постройки другого памятника, Покровской церкви,- 1764 год.

Убедительным доводом в пользу такой датировки главного сооружения Кижского ансамбля служила существовавшая до недавнего времени на южном побережье Онежского озера Покровская церковь села Анхимово, которую все исследователи единодушно считают непосредственной предшественницей Преображенского собора. Храм села Анхимово, возведенный в 1708 году, отличался разительным композиционным сходством с Кижским собором.

В настоящее время высказывается предположение, что создателем обеих церквей был один и тот же мастер и что, возможно, строила их одна и та же плотницкая артель. Как ни заманчиво подобное предположение, прямых доказательств ему пока нет.

Преображенская церковь стала наиболее совершенным образцом прионежской школы многоглавых храмов. Только по берегам Онежского озера, помимо этого памятника и храма села Анхимово, заслуживают упоминания Дмитриевская церковь в деревне Щелейки и церковь Иоанна Предтечи погоста Шуя. В 1712 году на территории Клименецкого монастыря в полутора десятках верст от Кижей была возведена церковь Живоначальной троицы, имевшая отчетливое сходство с перечисленными сооружениями.

Архитектура Преображенской церкви воплотила в себе высшие достижения основных направлений в развитии деревянного церковного зодчества рубежа XVII-XVIII веков. План собора роднит его с храмами крещатыми, наиболее сложными, позволявшими создавать исключительно разнообразные композиции; последовательность трех поставленных друг на друга восьмигранных срубов рождена практикой строительства ярусных церквей, дававших возможность возводить здания большой высоты.

Общее же композиционное построение, включая ярусное членение и живописное многоглавие, подчинено главной задаче — сообщить сооружению явственное сходство с шатровыми храмами, с их удивительными пропорциями и высотностью. Не случайно шатровые церкви в течение столетий были основными среди храмов Русского Севера. Следует добавить, что практика их возведения совершенствовалась также при, сооружении колоколен и сторожевых башен.

Ценность Преображенской церкви многозначна. Это блестящий синтез архитектуры, живописи, прикладного искусства и инженерной мысли Русского Севера начала XVIII века. И как всякое гениальное творение, созданная руками северных мастеров, она стала ярким памятником всей русской культуры. Как гениальное творение, она принадлежит не только своему времени, но близка и дорога нам, людям XXI века.

Сегодня Преображенская церковь — прежде всего памятник, одухотворенный народным гением, находившим силы творить даже в самых тяжелых условиях дореволюционной России, под игом феодалов и верной их сподвижницы — церкви. Для духовенства не существовало уникального памятника; в противном случае как объяснить назойливую — тягу служителей культа к искажению его первоначального облика? Коснулось это не только уничтожения старого тяблового иконостаса. В XIX веке дощатая обшивка закрыла наружные стены; лемех был безжалостно уничтожен, а главки и бочки закованы в листовое железо. Восторжествовало официальное благолепие. Таким, до неузнаваемости искаженным,  храм простоял долгие годы.

Вторым рождением памятник обязан советским исследователям и реставраторам. Уже в 1926 году сюда, в Кижи, прибыл выдающийся советский ученый, большой энтузиаст в области изучения и сохранения памятников зодчества И. Э. Грабарь. Первые исследования церкви он провел совместно с архитектором-реставратором П. Д. Барановским.

В последующем кижский храм детально обследовала бригада архитекторов в составе А. Н. Буйнова, Л. М. Лисенко и И. К. Рыбченко. С 1949 года вел здесь исследовательскую работу архитектор А. В. Ополовников, по проекту и под наблюдением которого в 1949-1959 годах памятнику был возвращен облик, близкий первоначальному.

10 0,233