страны арктики

Рубрики

Общая композиция Преображенской церкви

Как произведение искусства архитектурный памятник, Преображенская церковь, прост и необыкновенно многомерен. Он кровно связан с эпохой, его породившей. Острой ломкой старых устоев, широтой преобразований было отмечено начало XVIII столетия. Реформы Петра I, его победные баталии всколыхнули Россию.

В этой атмосфере всеобщего подъема строилась по решению крестьянского мира Преображенская церковь. Строилась медленно, основательно. И воплотила в себе идею народного единения, мирской радости, надежды и силы.

Из самых глубин народного искусства черпал мастер знакомые конструкции и формы, уверенной и трепетной рукой художника возводил венец за венцом, вкладывая в свое творение весь талант, всю свою неуемную душу. Отдавая дань религии, он разрушал привычные церковные каноны, потому что они были тесны, чтобы вместить  жизнь  всколыхнувшегося   крестьянского мира.

Как набегающие волны, устремляются кверху главки церкви. Набегают с четырех сторон и, сталкиваясь, выбрасывают высоко большую, венчающую главу. Своим разбегом они как бы повторяют ритм волн, бьющихся о берег. И нет впечатления застывшей массы, есть постоянное движение, динамика взлета.

Приближаясь к памятнику издали, мы видим, как он вырастает, будто из самой воды. Затем различаем его четко очерченный силуэт, потом он поворачивается своими пластическими гранями, а блики света, играя на его поверхности, создают иллюзию живого существа.

Основу этого, казалось бы, очень сложного сооружения составляет мощный восьмигранный сруб. Подобная конструкция церквей известна издавна, она давала возможность сделать церковь высокой и вместительной. Венчалась такая конструкция шатром.

Новое время продиктовало иной замысел. Мастер увеличивает высоту основного объема церкви, ставя на него два последовательно уменьшающихся восьмерика, которые завершаются центральной главой.

С четырех сторон света к основному срубу прилегают четыре    прируба,    которые   обеспечивают устойчивость сооружения  и  увеличивают объем  помещения — церковь осещало большое число прихожан.

Прирубы имеют ступенчатое покрытие. Каждая сту-ень завершается бочкой — своеобразной кровлей киле-идного сечения и главкой.

В месте сопряжения основного восьмерика с меньшим, поставленным на него, каждая грань основания венчается таким же покрытием. Второй восьмерик в месте сопряжения с третьим окаймляет пояс из четырех бочек главками. С восточной стороны к основному прирубу сделан алтарный прируб, который также завершается главкой. С запада церковь опоясывает обширная трапезная.

Такова общая  композиция Преображенской церкви. Однако для привычной конструкции — восьмерик с четырьмя прирубами — найдено новое завершение из 22 главок, что придало сооружению торжественность и величие, выразительный, четкий силуэт. Идея памятника воплотилась в уникальную конструктивно-художественную форму. Этому органическому единству предшествовали освоение многовековой традиции и нелегкий творческий поиск.

 

Вернуться на Преображенская церковь на острове Кижи