Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Становление христианства в Обнежье

В самом центре древнего Обонежья, в северо-восточной части Онежского озера, лежит остров Кижи. Название ему дали жившие здесь в древности финно-угорские племена. На их наречии сходное по звучанию слово «кижат» означало «игрище». Можно предполагать, что этот небольшой островок особенно почитался первобытными племенами, собиравшимися сюда с окрестных островов и материка. Очень возможно, что именно здесь происходили пиршественные языческие праздники — игрища.

«Язычество в Новгородской земле с ее значительным чудско-карельским населением держалось очень долго»,- указывает академик Б. А. Рыбаков. В 1534 году новгородский архиепископ Макарий писал в Москву: «Суть же скверные мольбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы… и жертву приношаху кровную бесом: волы и овцы и всяк скот и птица».

Духовенство веками изживало языческие обряды с их «бубеньным плесканием, свирельными звуками, плясаньем сотониным». На бывших языческих капищах, в священных рощах вырастали христианские храмы и часовни. Первые культовые постройки на острове Кижи и в его окрестностях не сохранились.

Важную роль в распространении христианской религии играли монастыри. Год от года ширились их угодья. Монахи неотступно требовали от государства «отписки» в их пользу все новых и новых земель. Монастыри становились могущественными феодалами-землевладельцами. Однако христианизация шла долго и трудно. Местные жители нередко вступали в открытые столкновения с монахами — возвращали себе захваченные церковью земли, рушили храмы и «келейные строения».

К середине XIV века восходит история возникновения Муромского монастыря на восточном побережье Онежского озера.

Тесно связана с Заонежьем деятельность Палеостровского монастыря. Монахи ревностно оберегали свои угодья, служившие источником безбедной жизни. Они грозно наказывали местным жителям: «…На Палье острове и на малых островах станом не стояти, леса не сеце, ягод не брати, и лык не драти; а хто поцне наступатся… на того бог и пречистая богородица и мнозеи люди».

В XIV-XV веках число монастырей растет, округляются их владения. Подобно светским феодалам, они взимают оброк, рассылая по крестьянским дворам собственных ключников.

Одним из основных занятий населения Карелии веками оставалось подсечное земледелие. Пашню приходилось отвоевывать у леса, что требовало недюжинных сил. Лес рубили, жгли, пни корчевали, валуны «перешевеливали» и только тогда сеяли. Выращивали рожь, овес, кое-где ячмень. Богатые урожаи снимали лишь в первые три-четыре года. Истощенная подсека заставляла переходить на новые участки.

Земледелие обусловило появление амбаров, овинов, риг и мельниц, необходимых каждому крестьянскому хозяйству. Примечательно, что даже подсобные постройки сооружались не только прочными, но и по возможности красивыми. Вместе с тем всякая красивая деталь была глубоко оправдана с конструктивной точки зрения.

Редкие лоскуты «орамой», то есть пригодной для возделывания, земли послужили основной причиной повсеместного распространения в Заонежье однодворных поселений. Деревня конца XV века — это двор, к которому прилегали луга и пашни, лесные и водные угодья. Случалось, деревни отстояли друг от друга на десятки верст, разделенные нехожеными лесами и непроходимыми болотами.

В таких условиях северный крестьянин оставался лицом к лицу с суровой природой, с ее студеными и долгими зимами, пронизывающими ветрами, глубокими, в рост человека, снегами. Именно в этих условиях и сформировался постепенно тот тип жилища, который аккумулировал в себе богатый строительный опыт многих трудолюбивых и талантливых людей.

10 0,175