страны арктики

Рубрики

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове

На западной окраине Ростова Великого Ярославской области, на самом берегу озера Неро, стоит Спасо-Яковлевский монастырь. Благодаря удачному местоположению, он хорошо виден как с озера, так и с Московского шоссе. История создания монастыря очень интересна. Первый, древнейший период истории Яковлевского монастыря охватывает почти три столетия — от основания обители в конце XIV в. до приписки к Ростовскому архиерейскому дому в середине XVII в. О существовании монастыря в течение этого времени известно немного, поскольку старейшая часть монастырского архива не сохранилась.

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова.

Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Почти четыреста лет Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине 18 века два эти монастыря составят единое целое, причем, более древний и богатый Спасский будет приписан к Яковлевскому.

Строения монастыря были деревянными. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз — вскоре после своего основания, в 1408 году, при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично — 200 лет спустя, в 1608 году во время польско-литовской интервенции.

В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича. Были дары и от других царствующих особ. В целом же, судя по немногим сохранившимся источникам, монастырь в то время не отличался ни славой, ни богатством. Однако, наличие царских жалованных грамот и пожертвованного царем колокола свидетельствует о том, что в XVII в. он не был обойден вниманием русских государей.

Второй этап истории Яковлевского монастыря открывается со времени его присоединения к Ростовскому архиерейскому дому, которое произошло в середине XVII в. Статус приписного он сохранял за собой более ста лет, вплоть до монастырской реформы 1764 года.

Приписка к архиерейскому дому имела для Яковлевского монастыря огромное значение. Ростовскую кафедру в это время возглавлял митрополит Иона Сысоевич. Он немало сделал для монастыря: вместо деревянной Зачатиевской церкви в нем появился каменный Троицкий храм. По настоянию митрополита Ионы монастырский собор был переименован из Зачатиевского в Троицкий, но в середине XVIII века монастырскому собору было возвращено прежнее название.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

18 век в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. И связаны эти события с именем ростовского митрополита Димитрия. Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения удаленный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Там он и был похоронен (1709 г).

Владения монастыря в 18 веке выросли очень сильно: в 1723 году были упразднены монастыри — Андреевский, находившийся в Ростове и Никольский на Бою. Их земельный владения передали Яковлевскому монастырю. Владения первого включали в себя село Сельцо и деревню Борисовскую, где проживало 169 душ крестьян, вотчина второго состояла из села Никольского и деревни Костенчуговой и насчитывала 236 душ.

Неплохо разбогатев, Яковлевский монастырь начинает каменное строительство. В 1725 году к единственной церкви обители — Троицкому собору с северной стороны пристраивается придел, освященный в честь Зачатия Св. Анны.

В 1754 году по распоряжению ростовского митрополита Арсения Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря.

В 1752 году над могилой Дмиитрия Ростовского осел чугунный пол. Начали проводить ремонт, во время которого открыли деревянный гроб митрополита Димитрия, где были обнаружены нетленные мощи. Для временного хранения обретенных святыни на месте захоронения была устроена каменная гробница. О новом чуде весть разнеслась по всей Руси и потянулись сюда вереницей паломники. В церковных документах засвидетельсвованы исцеления.

Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись Синодом и лишь в 1757 году были признаны святыми а день их обретения — 21 сентября, также как и день кончины Димитрия Ростовского — 28 октября, назначались днями празднования новому святому.

Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове 25 мая 1763 года, присутствовала Екатерина Вторая.

В 1764 году монастырская реформа, согласно которой было упразднена треть монастырей, не затронула Яковлевскую обитель: монастырь, хранящий мощи новоявленного святого, не подлежал упразднению. Правда, вначале он был причислен к заштатным монастырям, то есть оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, менее года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. 26 марта 1765 г. по повелению Екатерины Второй Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству Спасо-Песоцкий, что существенно увеличило его размеры. Территория Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух его храмов, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор — Спасский храм, построенный в XVII веке.

Итак, буквально в одночасье Яковлевский монастырь возвысил свой статус, укрепил материальное положение и расширил свои пределы. С середины XVIII столетия Яковлевской монастырь входит в период своего расцвета и становится новым центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославо-Ростовской епархии.

В последней четверти XVIII — начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. Возводятся два новых храма — величественный собор Димитрия Ростовского, ставший общепризнанным шедевром провинциального классицизма и его уменьшенное подобие — храм Иакова Ростовского.

Ещё в 1725 году к Зачатьевскому храму вплотную был пристроен Яковлевский храм. Он неоднократно подвергался перестройкам и позднейшая из них была проведена в 1836 году. В этом виде памятник и дожил до наших дней. В его архитектуре заметно стремление зодчего привести к стилевому единству стоящие рядом здания: Яковлевский и Димитриевский храмы. Последний также называется Шереметьевским, так как строили его на средства графа Н.П. Шереметьева. Это обширный, пышный, богатый храм, представляющий собой замечательный образец русского классицизма.

Во второй половине XVIII века вместо деревянных стен возвели каменные. На углах и над воротами появились красивые башни, над восточными воротами — высокая трёхъярусная колокольня. Также на монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В последней четверти 19 столетия Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус: в 1888 году его возвращают в епархиальное ведомство и он становится резиденцией викарных епископов.

В 1928 году монастырь был закрыт, в 1989 году возвращён Русской Православной Церкви. Ныне в Яковлевском храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же икона Ватопедской Божией Матери, келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь. Спасо-Яковлевский монастырь является на сегодняшний день действующим мужским монастырём.