Страны Арктики и Антарктика

История Воронежа

История города Воронежа.  В 1585 году был основан город Воронеж как сторожевой пункт на южной окраине Московского государства в одном из оcтрогов высокого правого берега. Крепость построена в 1586 году по указу царя Федора Иоанновича. Самое раннее описание Воронежа в так называемой Дозорной книге относится к 1615 году - тогда в городе насчитывалось 2 тыс. жителей. Во второй половине XVII века Воронеж утратил военное значение, основным занятием его жителей стало земледелие. Возросла роль города как центра торговли.

Новый бурный рост Воронежа начинается с 1696 года, когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал Воронеж местом строительства военного флота. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кожевенная фабрики.

Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникли новые города – Тавров и Павловск. Всего было построено около 200 многопушечных кораблей и галер. С помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 года Россия овладела городом Азовом - мощной турецкой крепостью при впадении Дона в Азовское море.

В 1711 году Воронеж становится губернским городом, административным центром Азовской губернии. В 1725 году губерния получает название Воронежской. Территория ее была весьма обширной. Воронежская губерния в середине XVIII века простиралась на северо-восток до Волги, до Нижнего Новгорода, на юг – до Азовского моря. Резкое сокращение размеров губернии произошло в 1779 году, в ходе административных реформ Екатерины II.

В первой половине XIX века заметно выросло число учреждений культуры и их роль в жизни города. Из стен губернской гимназии вышли: историк Н. И. Костомаров, фольклорист, издатель русских народных сказок, А. Н. Афанасьев, публикатор древних актов М. Ф. Де-Пуле. В 20-е годы начала торговлю первая книжная лавка Д. И. Кашкина. В 1834 году открылась первая публичная библиотека, пару лет спустя - первая местная газета “Воронежские губернские ведомости”. С Воронежем второй половины XIX века связаны такие имена как И. А. Бунин, С. Я. Маршак, А. П. Платонов.

К началу XX века в Воронеже насчитывалось 1350 промышленных, кустарных и торговых предприятий, на которых трудилось более 10850 рабочих. К 1913 году городское население составило 94800 человек. К началу первой мировой войны Воронеж входил во вторую десятку городов Российской империи.

Советская власть была провозглашена в Воронеже 3 (16) ноября 1917 года. События гражданской войны теснейшим образом коснулись города, который был дважды захвачен отрядами двигавшейся на Москву Добровольческой армии. С 1928 по 1934 год город стал центром Центрально-Черноземной области, включавшей территорию Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний.

Границы города расширились, развернулось бурное гражданское и промышленное строительство. Строились новые заводы, на основе переведенного в Воронеж Юрьевского университета был открыт создан Воронежский государственный университет, в 1930 году — имико-технологический институт и лесохозяйственный институт. На улицах появились трамваи. В 1972 году было построено Воронежское водохранилище.

Помимо гражданских появились и военые объекты. В 1930 году в Воронеже размещались большой военный аэродром «А» и малый аэродром, запасные площадки, полигон для бомбометания и стрельб 11-ой бригады тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 дальней авиации Московского военного округа ВВС РККА. 2 августа 1930 года в двух километрах от Воронежа был десантирован первый советский военно-воздушный десант, состоящий из двенадцати человек. 2 августа празднуется как день рождения воздушно-десантных войск России.

В 1934 году на Воронежском авиационном заводе был построен советский самый большой сухопутный самолёт своего времени - АНТ-20 «Максим Горький». Именно в Воронеже впервые мире был серийно создан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. В октябре 1977 года на заводе был построен первый отечественный аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86.

С помощью ракетных двигателей РД0105, созданных в Воронеже на предприятии «Кострукторского бюро химавтоматики» (КБХА) была достигнута впервые в мире вторая космическая скорость, доставлен вымпел с изображением государственного герба СССР на поверхность Луны, совершён облёт, сделаны фотоснимки обратной стороны Луны. На основе двигателя РД0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя, которая вывела в космос космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

За героическое сопротивление немецким войскам в годы Великой Отечественной войны и достижения в народном хозяйстве Указами президиума Верховного совета СССР 6 мая 1975 года Воронеж награжден Орденом Отечественной войны I степени, а в год празднования 400-летием со времени основания 10 марта 1986 года — Орденом Ленина.

В 1990 году Правительство РСФСР включило Воронеж в число исторических городов. В 1996 году к празднованию 300-летия военно-морского флота России была завершена реставрация, и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви. 6 апреля 1993 года именем города был назван атомный подводный ракетоносный крейсер.

За героизм, проявленный защитниками города во время оккупации немецкими войсками, не давший им полностью захватить один из основных центров страны, 16 февраля 2008 года городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Рубрика: История края

Другие статьи из рубрики "История края"

Еще на нашем сайте: