страны арктики

Рубрики

Спасо-Преображенский собор в Угличе

адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, 5.

Спасо-Преображенского собор в Угличе. Сегодня, на самом берегу Волги возвышается величественное каменное здание Спасо-Преображенского собора. Когда-то, на рубеже X-XI веков, ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии признанный святым, возвел в подвластном ему Угличе деревянный собор Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы. Этот храм стал одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси. Затем, в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью был построен новый, тоже деревянный, Спасо-Преображенский собор, который и становится навсегда главным храмом не только Кремля, но и всего Углича, а Константиноеленинская церковь еще долгое время числится приписной при нем.

Первое каменное здание Спасо-Преображенский собора было возведено при князе Андрее Васильевиче Большом в 1485-1487 годах. Он представлял собой высокий четырехстолпный храм, увенчанный одной главкой. С трех сторон он был окружен галереей, интерьер украшала роспись.

В конце 1591 году в Спасо-Преображенском соборе был похоронен «невинно убиенный» тринадцатилетний царевич Димитрий, погибший тут же, на угличском княжеском дворе кремля. В 1606 году его останки были перевезены в Москву. А уже в 1611 году собор, как и весь Углич, пострадал от польско-литовскимх захватчиков: он был разграблен и сожжен. После ухода врага, жители города восстановили собор прежде всех остальных угличских храмов. Его вновь украсили росписями и иконами. Однако, пожар нанес слишком большой ущерб стенам храма. В последующие сто лет он сильно обветшал и в конце 17 века угличане обращаются к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.

Разрешение было дано и в период 1700-1706 г.г. было построено новое здание Спасо-Преображенского собора. Новый храм отражал черты своего времени — это был стиль, использующий образцы западного храмостроительства и, в то же время, опирающийся на традиции русского зодчества, так называемый стиль «нарышкинского барокко».

В плане он представляет собой просторный двухъярусный четверик, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью главками на высоких барабанах. Фасады храма разделены лопатками на три части, украшены кокошниками, классическими колоннами, карнизом, изящными наличниками окон. С восточной стороны к фасаду примыкает трехаспидная алтарная часть, с северной — Похвальский придел, с западной — паперть. С южной стороны расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом. Придел, паперть и южный портал были построены в 30-х годах XIX века в стиле классицизма.

Внутренний интерьер храма великолепен. Это обширный бесстолпный зал, перекрытый сводом. Ширина составляет 14, а высота — 17 метров. Для того времени это было большим инженерным достижением. Известно, что просторный храм очень понравился Екатерине Второй, посетившей Углич в 1767 году.

Роспись, которую сегодня можно увидеть, более новая и принадлежит мастерам артели живописца Тимофея Алексеевича Медведева (XIX век). Она искусно выполнена в классической манере и является копиями с картин итальянских художников Г. Рени, Гверчино и Доминикано на евангельские сюжеты.

На северной стене главная композиция «Преображение». Это копия с известной одноименной Рафаэля. С боков она дополнена монументальными написанными колоннами. Другие сюжеты посвящены различным библейским темам, в основном, земной жизни Христа. Впечатляюще выглядит и иконостас 1853 года, украшенный резьбой, многочисленными колоннами, увитыми цветами и виноградными лозами.

В советский период, начиная с 1929 года, собор был закрыт для богослужений и действовал как музейное помещение, где организовывались различные выставки. На протяжении долгого времени здесь располагалась экспозиция древнерусского искусства. Сохранившийся интерьер храма также был доступен для осмотра. С 1990-х гг. вновь стали проводиться церковные службы, а в 2009 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, но по-прежнему сотрудники Угличского музея могут провести экскурсию для всех желающих.