Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

История Тулы

Самые древние поселения, обнаруженные на территории современной Тулы, это стоянка на берегу реки Упы в районе современной Новомосковской улицы, где археологами были найдены асимметричные кремневые наконечники, скребки и нуклесы, которая относится к эпохе мезолита (средний каменный век, 13-5 тыс. лет назад), и остатки поселения на ручье Алёшня близ Тулы, а также в районе совхоза Ново-Медвенский на левом берегу Тулицы (бронзовый век).

X—XV века

Тульская земля с давних времён была населёна славянским племенем вятичей. В конце X века вятичи стали данниками киевских князей, а с 1054 года их земли вошли в состав Черниговского княжества. Вероятно, возникновение первоначального поселения Тулы относится к XI—XII векам, а впервые оно упоминается в Никоновской летописи под 1146 годом, где сообщается, что:

«Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку.»

Местонахождения древней Тулы разными учёными определяется по разному. Существует не подтвержденное археологически, но основанное на народных преданиях предположение, что древняя Тула находилась на территории острова Городище на реке Упе, где сейчас находится Оружейный завод, при впадении р. Тулицы в р. Упу.

Другая теория помещает древний город в трёх километрах вверх от устья Тулицы при впадении в неё реки Комеренки, пересохшей ещё к 1781 году.

Название «Тула», видимо, тесно связано с речкой Тулицей и скорее всего толкуется как «скрытое, недоступное место, затулье, притулье для защиты». Первое Тульское городище находилось на правом берегу Упы, близ устья Тулицы. Со временем заселился и противоположный берег Упы.

В XIII веке северо-восточная часть Черниговского княжества, в которую входила и Тула, была захвачена рязанскими князьями. В период татарского нашествия Тульский край находился на пути продвижения татар к Москве, поэтому он был участником длительной борьбы Московского княжества с татарами. В 1380 году в юго-восточной части современной Тульской области, между реками Доном и Непрядвой, произошла знаменитая Куликовская битва.

Уже в это время московские князья стремились присоединить Тулу к своим владениям, что видно из договора, заключенного в 1382 году между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом. В 1430 — 1434 Тула являлась владением великого князя Литовского Витовта по договору с рязанским князем Иваном Фёдоровичем. Полное присоединение Тулы к московским владениям произошло при Василии II (1425—1462), и с тех пор её историческое развитие стало связано с Московским княжеством.

XVI век

С XVI века Тула стала иметь большое стратегическое значение, так как располагалась на южной окраине Московского государства, на его степной границе и вблизи нескольких дорог, по которым двигались татары. Желая укрепить эту границу, по велению князя Василия III, в 1509 году в Туле на левом, менее затопляемом берегу Упы, был построен деревянный острог с двойной стеной и боевыми башнями. Он располагался в низкой, неудобной коловине, у поймы реки, но непроходимые болотистые леса затрудняли доступ к острогу и служили его защитой. В течение всего XVI века Тула подвергалась набегам татар.

Своей северо-восточной стороной крепость была прижата к Упе и её ответвлению — Хомутовскому рукаву. Отсуда, с северо-востока, Туле грозила наибольшая опасность нападения со стороны татарских орд, продвигавшихся вглубь России по Муравскому шляху. Вытянутое вдоль реки полукольцо деревянного города с его главной шестигранной в три боя Крапивенской башней было своей южной стороной обращено к дороге, ведущей в южные степи и с давних пор сохранившей стратегическое и торговое значение. Через укреплённые западные Ильинские и восточные Никитские ворота шли торговые пути в сёла Павшино и Дедилово. По всем этим дорогам во время военной опасности двигались московские войска на юг для отражения татарских полчищ. В число укреплений деревянного острога входили ещё Никольские и Ивановские дороги, которые вели к переправам через Упу, и, кроме того, четырнадцать глухих башен. Проездные башни были вооружены пищалями и постоянно были наготове.

Но всё же деревянная крепость не могла быть надежной опорой от частых набегов татар. Спустя некоторое время, в 1514 году внутри дубовой крепости началось строительство каменной крепости, законченной в 1520 году. Новая крепость возвышалась в глубине острога, близ реки. В отличие от округлых очертаний дубовой крепости, Тульский кремль имел форму правильного четырёхугольника. Его южные Одоевские ворота находились против поездной Крапивенской башни острога, а Пятницкие лежали против западных Ильинских ворот. На многочисленные башни рубленной крепости ориентировались, в большинстве своём, и остальные кремлёвские башни и ворота. Таким образом устанавливалась взаимосвязь между двумя важнейшими крепостными сооружениями острога — кремлём и деревянным городом, что легло в основу начинавшегося формирования города. Каменный кремль стал преграждать путь к Московскому княжеству, принимая на себя набеги татар.

К стенам кремля от всех проездных башен и проходных ворот дубового города тянулись улицы и дороги. Вблизи кремля располагались площади и городские строения. В самом кремле построили Успенский собор, дома воевод и протопопа. Здесь же находились «осадные дворы», куда в тревожное время переселялось окрестное население, и клети-избы, в которых трудились ремесленники. Среди застроенного кремля образовалась одна из первых улиц Тулы — Большая Кремлёвская. Она пересекала кремль с востока на запад, от Ивановских к Пятницким воротам, а за стенами кремля, через Ильинские ворота, вливалась в дорогу на Павшино.

На перекрёстке двух дорог, одна из которых проходила поперёк кремля, а другая вела от Крапивенской проездной башни, огибая стены кремля, через Красные (Никольские) ворота к Упе, образовалась Торговая площадь города. Она вмещала несколько сот небольших лавок, амбаров и шалашей.

Засеки и крепости середины XVI века

Для предотвращения постоянной угрозы нападения Московское правительство с середины XVI века занялось созданием оборонительного рубежа — засечной черты. Первоначально «засеки» являлись естественными природными преградами — лесными пограничными заграждениями с «засечными», то есть поваленными деревьями в тех местах, где проходили через лес дороги. Постепенно они стали укрепляться валами и рвами. Строились деревянные остроги и земляные бастионы. В XVII веке пересекавшая Тульский край засечная черта, которая тянулась с юга Калужской до севера Рязанской области, представляла собой грандиозную укреплённую линию, охранявшуюся особыми «засечными головами» и «засечными сторожами». Черта считалась заповедной, и в неположенных местах через неё запрещался проход и проезд. В связи с тем что Тула входила в самом центре этой засечной черты, то вместе со всей южной окраиной брала на себя все опасности вторжения.

В 1552 году Тульский кремль выдержал тяжёлую осаду крымского хана Девлета I Гирея, который подвел к Туле свою тридцатитысячную армию. Однако жители города выстояли: они отражали атаки крымского войска до самого подхода войск Ивана Грозного. В честь победы в этой битве на следующий год в восточной части острога, рядом с кремлём был построен Предтеченский монастырь. Он, так же как и кремль, находился в глубине острога, близ Упы.

Также в это время начинается строительство различных деревянных церквей вокруг и внутри кремля. По данным писцовой книги 1587—1589 годов, в Туле, кроме Успенского собора и Воскресенской церкви на старом городище, было ещё шесть церквей. Из них Пятницкая, Спасская и Никитская находились вблизи одноимённых башен и ворот кремля, располагаясь с трёх его сторон. Другие церкви: Флора и Лавра, Илии Пророка и Георгия на Ржавце были построены в слободах, которые начали зарождаться в эти годы у стен деревянного острога, в наиболее безопасной западной его стороне. Слободы стали возникать и на правом берегу Упы. Там обосновались тридцать казённых кузнецов, которые в 1595 году получают право самостоятельно заселять Заречье.

Так как население Тулы быстро росло, то люди были вынуждены селиться в юго-восточной стороне города, которая была наиболее подвержена опасности нападения. Выселки, которые разместились между Крапивенскими и Никитскими воротами, были ограждены землянным валом и назывались «земленым валом». Помимо этого, Тула с востока была укреплена сторожевыми поселениями стрельцов, казаков и пушкарей.

XVII век

Тула не раз мелькает на страницах истории Смутного времени. В июне 1605 г. останавливался и принимал здесь присягу от признавших законность его притязаний на престол первый самозванец — Лжедмитрий.

В 1606—1607 годов в южных районах Русского царства под предводительством бывшего холопа князя Телятевского Ивана Исаевичв Болотникова вспыхнуло восстание, долгое время называвшееся историками первой крестьянской войной. И именно в Туле разворачивались события одного из наиболее ярких эпизодов этого периода. В июне 1607 года после боя на речке Воронке крестьянское войско Болотникова заняло тульскую крепость.

30 июня крепость осадили главные силы царя Василия Шуйского, и началась осада, продолжавшаяся четыре месяца. Положение Шуйского усложнялось тем, что что в Стародубе объявился Самозванец (Лжедмитрий II), который двинул свои djqcrf на помощь «тульским сидельцам». Долгое время осада успеха не имела. Переломить обстановку удалось, проведя комплекс специальных военно-инженерных мероприятий. Боярский сын Иван Кровков предложил затопить лежавший низине город. Предложение затопить восставший город со всеми его жителями, виновными в неповиновении и невиновными, показалось хорошим решением. За два месяца была построена плотина, и вышедшие из берегов воды Упы устремились к стенам кремля. Положение восставших, учитывая осеннее время, сильно осложнилось.

Успокоенные обещанием помилования в октябре они, наконец, сдались и открыли крепостные ворота. Обещание, однако, в отношении вождей движения выполнено не было: Болотникова на следующий год казнили, ослепив и утопив в Онеге в далеком Каргополе; Илейка Муромец — повешен, воевода Шаховской — насильно пострижен в монахи. В Туле о погибших в междоусобии русских людях напоминает скромный гранитный обелиск, установленный в кремле.

В 1654 году с переходом реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий «под руку» Московского царя южные границы Русского царства отодвинулись дальше на юг и Тула перестала быть приграничным городом. Вплоть до 1941 года она больше не подвергалась военным нападениям.

Но её расположение на пересечение больших и важных торговых дорог способствует тому, что Тула приобретает характер торгово-промышленного города. Военный состав города постепенно сменился торгово-посадским населением и ремесленниками. В Туле начинает развиваться кузнечное ремесло, а наличие большого количества железной руды способствует и развитию железного производства. В это же время заменяются каменными прежние дубовые стены Предтеченского монастыря, вместо ветхих деревянных церквей появились новые каменные храмы: Казанская (1646) с первой в городе колокольней, украшенной башенными часоми, трёхшатровая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Предтеченском монастыре (вторая половина XVII века), Благовещенская (1692) и другие.

Наиболее крупным строением того времени является Успенский монастырь, построенный в южной, мало застроенной части старого города. Между монастырём и кремлёвской стеной образовалась новая площадь, которая быстро заполнилась лавками и рядами, вытесненными со старой Торговой площади. В это время город быстро разростался. К концу XVII века значительно разрослось Заречье, где к Кузнецкой и Ямской слободам прибавилась новая — Гончарная слобода. В 1696 году, по настоянию оружейников, из Кузнецкой слободы были выведены посадские люди. Они разместились на юге города, рядом с земляным городом, в самостоятельной Петровской слободе. За Петровской следовали уже существовавшие Николо-Ржавская, Павшинская и Флоровская слободы, которые вместе с Земляным валом примыкали с юго-запада к деревянному острогу.

Слободы застраивались и расширялись в основном вдоль больших дорог: Петровская слобода занимала западную сторону Крапивенской дороги, а вдоль дороги на Павшино заселялись Фроловская и Павшинская слободы. Таким образом, удлинились лучи городских дорог и, вместе с тем, появилось второе полукольцо предместий, которые повторяли очертания границ деревянного отрога, и тем самым не нарушали сложившийся ещё в XVI веке веерообразный план города. В то же время Заречье формировалась независимо от полукольцевого плана центральной части Тулы. Оно застраивалось преимущественно вдоль большой дороги на Москву, которая позже получила название Миллионная улица (ныне Октябрьская). Эта улица вела из Заречье также и в старый город, соединяясь с ним Красным мостом и Красными (Никольскими) воротами острога. Огибая кремль, она вливалась в южную Крапивенскую дорогу, которая с середины XVII века стала главным путём, соединяющим богатые земли Украины с Москвой.

В связи с потребностью страны в металле и вооружении московские князья, ещё в конце XV веке, обратили внимание на устройство собственной оружейной промышленности. Началом развития казённого оружейного дела в Туле послужил указ царя Фёдора Ивановича, освободивший тульских «самопальных» кузнецов от податей и земских повинностей и обязавший их изготавливать казённое оружие. В XVII веке в Туле уже появляются заводы для изготовления оз железной руды чугуна и железа и отливки из них оружия. Первый оружейный завод в Туле был построен русским голландцем Виниусом, разрешение на строительство которого он получил в 1632 году от царя Михаила Фёдоровича. Позже его компаньонами, Петром Марселиусом и Филимоном Акемой, были построены близ Тулы новые заводы, изготовлявшие не только военные, но и хозяйственные металлические изделия.

XVIII век

XVIII век стал новой эпохой в развитии города. Со времени Петра I оружейное производство Тулы перешло в руки местных кузнецов-оружейников и, прежде всего, к предприимчивому и искусному оружейнику Никите Демидовиче Димидову, родоночальнику известных в XVIII веке промышленников. Позже, по приказу Петра I, в Туле строится первая ружейная мануфактура — казённый оружейный завод, послуживший основанием всего оружейного дела в России. Вся жизнь города из старого центра перенеслась на правый берег Упы, где размещалось основное оружейное производство — Кузнецкая и Оружейная слобода. Здесь у реки, на левом берегу, напротив кремля, на месте старого городища в 1712 году был построен казённый Оружейный завод, где сконцентрировалось разбросанное кустарное производство кузнецов-оружейников. Вскоре сама река Упа привлекла к себе интерес Петра I, который решил связать реки Московского бассейна с Азовским морем посредством соединения Оки, Упы и реки Шат, через Иван-озеро с Доном. Тула должна была стать одним из крупнейших центров на этом речном пути. В 1707 году через Тулу прошёл первый караван судов, но водная система не получила распространения и вскоре заглохла. В связи с этим и Упа не приобрела того значения, которое могла бы иметь в качество одного из звеньев в морском плане Петра I.

К началу XVIII века город располагался уже по обеим сторонам Упы, русло которой разделяло Тулу на две основные части — городскую, или посадскую, и Заречье, возле которого находилась присоединённая позже к Туле Чулковская слобода, ставшая третьей городской частью. В это время начинает застраиваться набережная Упы в Заречье. Там появляются дома богатых оружейников и сооружённые на их средства храмы, такие как Николы Зарецкого и Вознесенский. В то же время крепостные сооружения старого города утратили своё былое значение, постепенно стали ветшать и разрушаться. В 1740-х годах были разобраны стены дубовой крепости, а вскоре был срыт и Земляной вал. В городе к этому времени почти не осталось деревянных церквей. Они были заменены выстроенными на купеческие средства каменными храмами, которые резко выделялись на фоне деревянной жилой зоны.

В XVIII веке Тула стала известна как крупный промышленный центр железного и чугунного производства. Она стала славиться искусством своих мастеров, изготовлявших не только оружие, но и точные измерительные и физические приборы, различные механизмы, художественные металлические изделия. В 1777 году из провинциального города Московской губернии Тула преобразуется сначала в наместничество с рядом уездных городов и самостоятельным гражданским управлением, а в 1797 году становится центром Тульской губернии, оставаясь центром Тульского уезда.

XIX—начало XX вв.

В начале XIX века развитие русской железноделательной промышленности значительно замедляется. Немного замирает промышленность и в Туле, которая становится рядовым провинциальным городом, мало отличающимся от других провинциальных городов.

В конце XIX — начале XX века в Туле появились крупные по тем временам предприятия металлургической, металлообрабатывающей, военной и сахарной промышленности, которые вместе с реконструированным в 1870—73 годах оружейным заводом стояли в одном ряду с крупнейшими промышленными предприятиями России. Одновременно с крупной развивалась и кустарная промышленность — скобяная, самоварная, гармонная, пряничное производство.

В 1898 году в Туле возникла социал-демократическая группа, в 1901 — комитет РСДРП. Советская власть была установлена 7(20) декабря 1917 года.

Тула в советский период

Во время Февральской буржуазной революции в Туле установилось двоевластие. В противовес губернскому исполнительному комитету общественных организаций, представлявшему интересы буржуазии, в марте 1917 года возник Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором постепенно усиливалось влияние большевиков. Большевистская организация в Туле росла очень быстро: от маленькой горсточки в 22 человека в феврале ее численность увеличилась в марте до 70, в июне — до 500, а в августе — до 1000 человек. В сентябре это была уже крупная сила: большевистская организация насчитывала около 1500 человек. Во главе с революционером Григорием Наумовичем Каминским она с каждым днем расширяла свое влияние на рабочие массы. Повсюду в Тульской губернии организуются Советы, к которым переходит вся полнота власти на местах. Проводится национализация крупных промышленных предприятий, банков и транспорта.

В период гражданской войны и иностранной интервенции (1918—20 гг.), когда Страна Советов была в кольце блокады, трудящиеся Тулы проявили величайший патриотизм. Тысячи добровольцев были направлены в ряды Красной Армии и Флота. В то же время тульские рабочие усиленно снабжали фронт оружием. Высоко оценивая самоотверженный труд оружейников, Президиум ВЦИК в апреле 1921 года наградил оружейный и патронный заводы первыми в стране орденами Трудового Красного Знамени.

В 1935 году был пущен Новотульский металлургический завод. Осуществлена была механизация и построена третья домна на Косогорском заводе. Железорудная база тульскойметаллургии претерпела большие изменения. Были построены новые рудники, проведена реконструкция в механизации производства. Однако потребность в руде тульских металлургических заводов была значительно выше уровня добычи местной железной руды. Поэтому большое количество руды привозилось из Криворожья(украина).

В эти годы была построена и станция подземной газификации углей под Тулой («Подземгаз» у деревни Ново-Басово).

Коренной перестройке подверглась пищевая промышленность Тулы. Вместо маломощных полукустарных предприятий — мельниц, боен, пекарен и т. д., возникли механизированные хлебозаводы, мельницы, мясокомбинат и холодильник, крупный элеватор в Хомякове под Тулой.

Выросла промышленность строительных материалов. Резко увеличился транзитный и местный пассажиропоток через станции Тула -I и Тула -III. Возросло значение автомобильного транспорта.

В эти предвоенные годы город Тула значительно разросся. В 1926 году численность населения в нем составляла 155 тысяч, а в 1939 году она возросла до 272,4 тысячи жителей. Образовались новые поселки — Новотульский, Серебровский, им. Кирова, завода НКПС у Одоевского шоссе и другие. Радикально улучшилось коммунальное хозяйство города Тула. Было осуществлено значительное расширение водопроводной и строительство канализационной сети, замощены многие улицы, асфальтированы площади и тротуары на главных уличных магистралях, построены бани и прачечные, сооружена гостиница «Центральная». Возникли в Туле новые школы, сады и ясли, техникумы и училища, высшие учебные заведения — механический и педагогический институты, кинотеатры, театр юного зрителя, библиотеки и клубы, вошли в строй новые больницы и поликлиники, диспансеры, аптеки.

В годы Великой Отечественной войны на территории Тульской области шли жестокие бои с немецко-фашистскими войсками. Из 40 районов Тульской области 33 были заняты противником, 6 — оккупированы частично и только один — Заокский — не был занят врагом. Тула была блокирована почти со всех сторон. Но в славный город оружейников и металлистов враг не смог войти. В течение 45 дней Тула была почти в полном кольце осады, подвергаясь артиллерийскому и минометному обстрелу и воздушным налетам вражеской авиации. Боевые части Советской Армии и Тульский рабочий полк вели ожесточенную борьбу с врагом на подступах к городу. Многочисленные партизанско-диверсионные группы наносили удары по тылам врага.

Героическая оборона Тулы в октябре-декабре 1941 г. вошла в историю Великой Отечественной войны яркой и знаменательной страницей. Тула прикрыла подступы к Москве с юга, здесь была остановлена, обескровлена и разгромлена танковая армия гитлеровского генерала Гудериана.

За годы Великой Отечественной войны свыше 250 туляков стали Героями Советского Союза, а трое — И. Воробьев, Б. Сафонов и М. Фомичев — удостоены этого звания дважды, 41 воин стал полным кавалером ордена Славы, свыше 170 тысяч были награждены орденами и медалями. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, и за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства Тула была награждена орденом Ленина (1966), а затем удостоена почетного звания «Город-герой” (1976).

Восстановительные работы на территории Тульской области начались немедленно после изгнания оккупантов. Помимо трудностей материально-технического снабжения, развитие тульской промышленности тормозилось в эти годы недостатком в квалифицированных кадрах. Эта проблема была разрешена путем широко развернутого технического обучения рабочих на специальных курсах, в ремесленных училищах и школах ФЗО.

Восстановление и дальнейшее развитие тульской промышленности в послевоенный период сопровождались значительными реконструктивными и структурными изменениями. Тульские заводы, в годы войны производившие военно-промышленную продукцию, перешли на выпуск мирной продукции: металлорежущих станков, ватермашин, сложных чулочных автоматов, охотничьих и спортивных ружей, самоходных зерноуборочных комбайнов, отопительных котлов и вентиляторов, предметов бытового назначения (самоваров, стиральных и швейных машин, мотороллеров), шахтного оборудования и санитарно-технической арматуры, путевых агрегатов для железнодорожного транспорта, торфодобывающих машин и многого другого.

В послевоенные годы в Туле и области дальнейшее развитие получили машиностроительная, химическая и угольная промышленность, возникли новые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В советское время были выстроены новые крупные жилые районы, создан большой городской парк, возведён ряд общественных зданий.

XXI век

Сегодня Тула — крупный промышленный центр. Главные отрасли промышленности: чёрная металлургия, машиностроение и металлообработка. Чёрная металлургия представлена научно-производственным объединением АК «Тула чермет» и Косогорским металлургическим заводом; важнейшие предприятия машиностроения и металлообработки: заводы комбайновый, горного и транспортного машиностроения, оружейный, «Штамп» (мотороллеры, самовары и др.), приборостроительный. Химическая промышленность (главным образом резинотехнические изделия).

Разнообразны предприятия лёгкой и пищевой промышленности (чулочно-трикотажная, мебельная, ватная и др. фабрики, сахарный, пивоваренный, ликёроводочный заводы, мясоптицекомбинат и др.); производство гармоней.

Основные образовательные учреждения Тулы: Тульский государственный университет (ТулГУ), ведущий подготовку более чем по 110 специальностям, и педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ); машиностроительный, 2 механических, электромеханический, коммунально-строительный, с.-х. колледжи, медицинское, 2 педагогических, музыкальное и культурно-просветительное училища.

В Туле действуют 3 театра (областной драматический — основан в 1777, областной театр кукол и театр юного зрителя), цирк, филармония; музеи — областной краеведческий, областной художественный, музей Тульские древности, Музей оружия — основан в 1724, велотрек.

Тула — родина педагога К. Д. Ушинского, писателей Г. И. Успенского и В. В. Вересаева, конструктора оружия В. А. Дегтярева и др.

В 12 км от Тулы находится музей-усадьба Л. Н. Толстого — «Ясная Поляна». Среди мемориальных памятников, связанных с культурой России 19-20 веков, ему отведена особая роль по своей значимости и сохранности. В Ясной Поляне прошла большая часть жизни великого творца — Льва Николаевича Толстого. Здесь в своем родовом имении он прожил свыше пятидесяти лет. Здесь он родился, написал свои лучшие книги, здесь и похоронен на склоне поросшего лесом оврага. В Ясной Поляне задумано и написано около 200 произведений, таких, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др. Фонды музея насчитывают более 32 тысяч экспонатов. Дом Толстого поддерживается и сохраняется в соответствии с интерьером 1910 года — последнего года жизни писателя.

В России и за ее пределами Тула особенно известна как город мастеров. Ее мастерство самобытно: она славится оружейным делом, самоварами, баянами, пряниками. Всем известна легенда о Левше, подковавшем блоху. Все чаще становятся поездки в Тулу бизнесменов, европейских деловых партнеров тульских предприятий, на время забывающих свои деловые проблемы и увлекаемых своими тульскими коллегами в Ясную Поляну, музей оружия, музеи самоваров и пряников, Тульский Кремль. Гости нашего города любят посещать Тульский Государственный цирк, являющийся одним из лучших в России, Тульский драматический театр, ставший самым ярким провинциальным театром страны и существующий уже более 200 лет.

История края
9 0,794