страны арктики

Рубрики

Дедовичский район — центр Партизанского края

Дедовичский район - центр Партизанского края

Дедовичский район был центром Партизанского края, родившегося к 1 августа 1941 года, — первое гнездо партизан первой годины войны. Партизанский край занимал территорию 9600 квадратных километров в глубоком немецком тылу. Ее держала в своих руках Вторая ленинградская партизанская бригада, которой командовал замечательный человек Герой Советского Союза Николай Григорьевич Васильев. (В его бригаде сражалось около двух тысяч народных мстителей).

Территория Края простиралась с севера на юг на 120 километров, с запада на восток — на 80 километров. Она охватывала неправильный прямоугольник между Дном, Бежаницами, Холмом и Старой Руссой, включая часть новгородских земель (почти весь Белабелковский район и часть Поддорского). Сначала четких охраняемых границ у Края не было; защитой служили леса и болота. Но потом, когда партизанам пришлось вести оборонительные бои, в качестве рубежей появились окопы и траншеи.

Край насчитывал 400 сел и деревень, население которых жило по советским законам, объединенное в 170 колхозов. В них работали сельсоветы, 53 школы и медпункты. Для восстановления Советской власти и организации хозяйства в районах были созданы оргтройки. Центром Края была деревня Круглово, где размещалась Дедовичская тройка по восстановлению Советской власти в тылу врага.

Партизанский госпиталь находился в деревне Глотово. У партизан была своя лесная типография, выпускавшая газеты и листовки. Авиация доставляла оружие. Самолеты вывезли около тысячи раненых50.
Партизанский край называли «колыбелью организованной массовой народной войны». Главная роль его заключалась в том, что он служил военной, политической, экономической и территориальной базой, необходимой для борьбы и самого существования партизан в первый год войны. Он стал «боевым университетом», в котором зрели кадры партизан для многих бригад и отрядов, в том числе и для Прибалтики.

Партизаны вели постоянную разведку, передавали данные частям Советской Армии, уничтожали вражеских солдат и офицеров, карателей, предателей, взрывали мосты и склады с боеприпасами, пускали под откосы эшелоны, громили вражеские гарнизоны (в Холме, Дедовичах и в других местах) и, что очень важно, держали под контролем целый ряд шоссейных и железных дорог, парализовав на них движение и не давая немцам перебрасывать по ним свои силы с одного участка фронта на другой. Это были дороги: Холм — Старая Русса, Чихачево — Волот — Старая Русса, Великие Луки — Бежаницы — Дно, Псков — Старая Русса.

Выйдя на северо-восток, партизаны не давали немцам спокойно передвигаться по железной и шоссейным дорогам Псков-Луга. Немцам приходилось выделять большие силы для борьбы с партизанами и охраны своих коммуникаций, складов, штабов, аэродромов. На это уходило ежедневно не менее двадцати тысяч солдат, то есть четы-ре-пять пехотных дивизий.

Население поддерживало партизан, кормило и одевало, сдавало продукты на партизанские базы. Сотни девушек и женщин, жительниц окрестных деревень, вязали для них носки и варежки. Нашлись мастера, которые изготовили для партизан 500 пар лыж. (А ведь за каждую несданную пару лыж оккупационные власти грозили расстрелом!)

Известен подвиг старика колхозника деревни Мухарево Михаила Семенова. Немцы велели ему привести их к штабу партизан, который находился от Мухарева всего лишь в семи километрах. Михаил Семенов водил карателей по лесу целую ночь, да завел туда, откуда не выйти. Разъяренные враги убили проводника.
Но он — не единственный «Сусанин» на Псковщине. Лесник из деревни Нартово, Опочецкого района, И. А. Сорокин в половодье завел карателей в воду — под пули партизан. Такой же подвиг совершил Герой Советского Союза Матвей Кузьмин — великолуцкий крестьянин с добрым русским лицом, сторож из колхоза «Рассвет».

Из Партизанского края в осажденный Ленинград был отправлен обоз с продовольствием; 223 подводы двинулись по лесам. Более 100 километров прошли они до линии фронта.

Партизанский край просуществовал до сентября 1942 года. Немцы направляли против него несколько крупных карательных экспедиций, поддержанных танками и авиацией. Последняя карательная экспедиция (четвертая по счету) длилась с 7 августа по 22 сентября 1942 года. В ней участвовало свыше шести тысяч солдат пехоты. Немцам удалось занять территорию Края. Деревни были уничтожены. Партизаны ушли в другие районы. Некоторые бригады вышли за линию фронта, были переформированы и вновь направлены в тыл врага.

Знакомясь с памятниками архитектуры, мы говорили об искусстве. Двигаясь по военным дорогам, мы говорим о людях. В истории партизанского движения на Псковщине особенно хочется выделить двух комбригов — Васильева и Германа. Оба они стали Героями Советского Союза.

О командире Второй ленинградской бригады Васильеве, создателе Партизанского края, сказано: смелый, решительный, волевой, постоянно искавший новых, более успешных методов борьбы, требовательный к себе и своим подчиненным и вместе с тем простой. А до войны он был начальником Дома Красной Армии в Новгороде. Вот как может развернуться человек!

Командир Третьей партизанской бригады Александр Викторович Герман начал боевой путь на юге Псковской области земестителем командира бригады по разведке. Он перенял боевую эстафету у Васильева; действия его бригады — второй этап борьбы. Маневренность, подвижность, дерзость, быстрые рейды в тыл врага, путающие все его планы, — таков был комбриг Герман. Его бригада в 1942 году насчитывала 500 человек, летом 1943 года — более четырех тысяч. Девизом было: «Искать, преследовать, истреблять!»
Боевые операции Третьей бригады разрабатывались по всем правилам военного искусства. За голову Германа немцы назначили огромную сумму.

Комбриг Васильев и комбриг Герман не дожили до дня победы. Оба они похоронены на центральной площади города Валдая, который был тогда недалеко от линии фронта. Начинали войну Васильев тридцати двух лет, а Герман — двадцати шести. Комбригом стал двадцати семи. Васильев умер от туберкулеза 25 марта 1943 года. А Герман погиб в ночь с 5 на 6 сентября 1943 года, выводя бригаду из окружения. Людей вывел, сам остался.

Большие силы немцев окружили тогда партизан, предлагая им сдаться. Кончались боеприпасы… Герман пошел на прорыв. Первым прорвался один из сильнейших полков, с боем пройдя деревню Житницу. Но второй полк, более слабый, в котором было много новичков, не сумел пробиться — место прорыва сомкнулось. Тогда Герман повел людей в атаку сам. Был ранен (его хотели укрыть — не ушел). Вторая пуля попала комбригу в голову. Отряд прорвался. Тело командира партизаны унесли, вернувшись в Житницу на следующую ночь.

Вторая бригада стала называться «имени Васильева», Третья -«имени Германа».

«Жизнь я люблю безумно, она хороша и своими горестями и своей радостью, но если придется умереть, то знай, что умру честно, самоотверженно, я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи. И если когда-либо повторится еще столь грозный час, то будет с кого взять пример. Ну, а если буду жив, после того, когда будет физически уничтожен Гитлер и его хозяева, тогда заживем по-новому, и я сам буду учить народ наш люто ненавидеть врагов наших, в каком бы обличий они ни были, какую бы маску они ни принимали. Все они являются ворами нашего счастья». Эти строки написаны Александром Германом 9 июля 1942 года. Они адресованы жене.

Второй памятник перед Домом культуры в Дедовичах — невысокий обелиск на могиле Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко. В медальоне — портрет с улыбкой в поллица. Михаил Харченко был пулеметчиком во Второй бригаде, потом — командиром отряда Отдельного партизанского полка. Большой, крепкий, ловкий, белозубый, бесстрашный и, должно быть, веселый. Друзья называли его Мишей. Такой и на баяне и в пляс… Но есть фотокарточка, где он суров, как сама партизанская жизнь.

До войны Михаил Харченко работал в Дедовичах слесарем. Ушел в Финскую добровольцем (ему не было двадцати). Вернулся с орденом Ленина. Заведовал Дедович-ским Домом культуры.

Боевая слава партизана Михаила Харченко началась с операции на дороге Холм-Локня. Стоял сорокатрехградусный мороз. Харченко с пулеметом залег у дороги, по которой шел немецкий обоз: четыре подводы, на первой — пулемет. Пулемет Харченко, дав несколько отдельных выстрелов, отказал — застыло масло. Харченко выскочил на дорогу, выстрелил во вражеского пулеметчика из нагана, ранил его и нырнул за щит своего пулемета. Вражеский пулемет дал по нему очередь и замолк. Харченко снова выпрыгнул на дорогу, вскочил в передние сани и овладел пулеметом.

Однажды группе партизан в 22 человека он помог отбить 450 фашистов. В другой раз он не отходил от пулемета с 9 утра до 8 часов вечера. Он сопровождал партизанский обоз в осажденный Ленинград. Михаил Харченко был награжден вторым орденом Ленина и получил звание Героя Советского Союза. Он погиб в бою в декабре 1942 года.