Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Успенский собор Псково-Печерского монастыря

псково-печерский монастырь, успенский собор

Сердце Псково-Печерского монастыря лежит внизу, в естественной чаше. Живописные главки мягко пестреющих храмов подымаются со дна ее, как диковинные цветы. Нижняя территория тоже делится на две части: более обширную, которую огибают разновременные постройки, и меньшую, возвышающуюся, как стена алтаря, приподнятая на несколько ступеней. Здесь сосредоточены основные художественные ценности монастыря, его наиболее древние постройки, которые разворачиваются веером. Туда устремляется дорога.

Прежде всего в глаза бросается огромная звонница с высокой главкой и башенкой с часами. Она выделяется своей беленой поверхностью, объединяя все пестрое и мелкое. Звонница сдвинута влево и стоит почти прислонившись к природной зеленой стене. Несколько ниже, на первом плане, растут темные островерхие ели. Их зубцы удивительно перекликаются с завершением звонницы. Рядом алеет праздничное здание Благовещенской трапезной церкви с маленькой главкой.

Справа от звонницы широко растянулась фасадная плоскость Успенского собора, которую перекрашивают то в золотистый, то в розовый цвет. На светлых стенах ярко выделяются декоративные вставки наружной росписи. Плоскость фасада завершают поставленные в ряд ярусные главы с живописью на граненых барабанах. Дорога приводит именно сюда, к собору, к очень широкой торжественной лестнице, по которой нужно взойти на верхнюю площадку, приподнятую, словно солея перед церковным иконостасом. Средняя часть лестницы перегорожена цепями, висящими между каменным тумбами. По бокам оставлены проходы. На площадку ведет деревянный переход от покоев настоятеля.

Почти в центре легкой дуги, образованной плоскостью Успенского собора и звонницей, открывает праздник нарядное здание ризницы. Это приземистая прямоугольная башенка с большими квадратными окнами и фантастическим завершением, которое представляет собой нечто среднее между куполом и шатром, увенчанным заостренной главкой. Беленые междуэтажные тяги ярко выделяются на красно-кирпичных стенах. Рассеченные на квадратики сближенные окна в пышных наличниках кажутся подвешенными, как птичьи клетки. Архаическое крыльцо на толстых приземистых столбиках, ушедших в землю, похоже на теремок. Его сдвоенные верхние арки словно вырезаны в глыбе камня.

Ризница стоит у самой лестницы на нижней площадке, но ее крыльцо, объединяющее второй и третий этажи, выхо¬дит на верхнюю площадку. Оно обращено к звоннице и связано с ней не только своим характером, но и веревками колоколов, которые протянуты сюда над сравнительно узким проходом. Ризница лепится к рельефу, объединяя собой верхнюю и нижнюю площадки. Перепад проходил по берегу ручья, но ручей забрали в трубу, остался только колодец, из которого качают воду под круглым деревянным навесом, устроенным под елями.

Главная Успенская церковь, «ископанная в земле», сложилась из «первозданных пещер», расширенных и укрепленных. (Земляные столбы обложили камнем.) У нее только одна стена — фасадная, приставленная к пещерному храму, в котором очень тесно. Поэтому в особо торжественных случаях службу выносят наружу, превратив фасадную плоскость в подобие иконостаса. (Чтобы ее расширить и придать храму большую значительность, в середине XVIII века над Успенской церковью надстроили второй этаж для Покровской церкви.) Дверь возле звонницы ведет в пещеры, в которых хоронят братию.

Звонница построена в XVI веке. В Петровское время она получила надстройку для колокола, подаренного монастырю Петром. Внутри кроме хозяйственных помещений прежде был придел Варлаама Хутынского. Благовещенская трапезная церковь построена в 1540 году и обновлена в конце XVII — начале XVIII века. Она замечательна тем, что придел у нее находился над основным помещением, в третьем ярусе. Этот редкий вид столпообразных церквей есть в Снетогорском, Мальском и Крыпецком монастырях. Дата постройки ризницы неизвестна, но она горела в 1688 году. Следовательно, ее окончательный архитектурный образ относится к концу XVII века.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался в течение веков и в конечном итоге получил композицию храма под открытым небом, ушедшего в землю.

Псково-Печерский монастырь интересно обойти кругом, следуя по тому пути, по которому его когда-то обходили крестным ходом. И тогда увидишь и почувствуешь крепость во всю ее мощь. И снова окажешься на крутом берегу — со стороны, противоположной пещере. Дорога меж кустов сбегает, как водопад. Внизу стоит башня с хозяйственными воротами, из-под которой вытекает ручей. Моста нет, а место такое интересное, что побывать здесь нужно. Это можно сделать и не обходя крепости, а пройдя слева от Святых ворот, обогнув Никольскую башню и очутившись на круче. Противоположный берег подымается отвесным срезом розово-рыжего песчаника, оставив полоску для дорожки и кустов возле крепости. Вид на монастырь открывается необыкновенный. Спрятанный за каменными стенами и высокими откосами берегов, погруженный в землю, монастырь вдруг раскрывает свою сердцевину, как самое заветное. Над уходящей вниз крепостной стеной подымается сияющий иконостас его главных построек во всем своем великолепии.

Псковская земля
11 0,194