страны арктики

Рубрики

Погост Сенно

Погост Сенно, Псковская область

Погост Сенно — один из древних русских погостов, находящийся на территории села Сенно Печорского района Псковской области, в 8 км на северо-восток от Изборска, у посёлка Новый Изборск. В состав погоста входит церковь св. Георгия Победоносца (1562 г.), каменная звонница (конец XVI в.), ворота (вторая половина XVIII в.), южный придел церкви посвящен Св. Феодосию Черниговскому (конец XIX в.), довольно обширное действующее кладбище.

Погост Сенно расположен в километре от станции железной дороги Новый Изборск и фактически врос в поселок того же названия. Сюда можно попасть на поезде и на печерском автобусе, который идет из Пскова двумя маршрутами: через Старый Изборск, останавливаясь у крепости, и через Новый Изборск. Между Старым и Новым Изборском регулярного сообщения нет, но расстояние здесь невелико, и постоянно курсируют самосвалы, перевозя известняковую плиту для обжига. В кабине всегда найдется место для попутного пассажира.

Со стороны Старого Изборска Сенно видно издалека: над ровным полем темнеют кладбищенские деревья и силуэт огромной звонницы. Подойдя ближе, видишь рядом серебристую приземистую главу на крепкой широкой шее.

Церковь Георгия погоста Сенно стоит среди тополей на широком бугре, по которому сползает кладбище к огибающей его дороге. Оно обнесено невысокой оградой с двумя воротами: простыми и фигурными, верх которых наломинает выплеснувшуюся волну. Их некогда рисовал Рерих. Церковь с поздней обстройкой представляет собой характерный тип псковского храма, повторявшийся на протяжении XV и XVI столетий.
Одноглавый, кубический, выложенный из неровной псковской плиты и побеленный, с тремя алтарными полукружиями, с широкими лопатками, расчленяющими стены на три части, с лопастными кривыми, соединяющими вверху эти лопатки, с характерным псковским декором, напоминающим мережку. Только центральная апсида алтаря здесь проще, чем у многих других псковских храмов: обыкновенно ее украшали аркатурой в виде висячих жгутов. Здесь ее нет.

Снаружи древнюю архитектуру церкви можно увидеть полностью лишь со стороны алтаря, да и то когда опадет листва деревьев. (Здесь только растесано центральное окно, а кровля на всем храме переделана из восьмискатной в четырехскатную.) Все остальные стороны закрыты пристройками. Наиболее древняя из них была сделана с севера; в ней поместилась ризница церкви. Западную, входную стену закрыл притвор с полуколонками, а южную — громадный новый придел, не имеющий художественной ценности и спорящий с основным объемом храма.

Внутри церковь Георгия сохранила свои древние формы: четыре столба поддерживают ступенчатые подпружные арки, на которых покоится барабан; на круглые западные столбы опираются хоры с небольшим закрытым помещением в углу. Вверху стен заделаны голосники. Мы смерили глубину одного из них, забравшись на хоры. Она оказалась полуметровой. В интерьере есть теплота и цельность. Он невелик, формы крупны и весомы. Очень хорошо чувствуется центричность всей композиции и то, что ступенчатые арки раздвигают своды и все внутреннее пространство стремится вверх — к барабану и куполу. Ощущается радость этого движения. Понимаешь так же, как мешает высокий иконостас, отрезая алтарные арки, нарушая единство интерьера и эту всеобщую центростреми-тельность. (Раньше в таких храмах устраивали невысокие алтарные преграды.)

Самым главным в архитектуре погоста является его удивительная звонница — очень высокая, стройная и мощная. В ней есть та непосредственность, та цельность, которую хочется назвать первозданной. Только ради нее стоит совершить паломничество в Сенно. Равных ей мало во Пскове, а такая — не повторяется нигде. Высота ее достигает двадцати одного метра, то есть она соизмерима с современными восьмиэтажными домами.

От главных церковных ворот дорожка подымается влево ко входу в церковь, а стоящая в глубине звонница смотрит прямо на входящего своей лицевой плоскостью. Откинувшаяся шероховатая стена уходит вверх. На ее беленой поверхности вытерты места от двух веревок: звонят с земли. Наверху — два пролета с колоколами. Даже когда они молчат, кажется, что вся архитектура гудит, как единый огромный колокол.