страны арктики

Рубрики

Выбуты

Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком. Положим, видеть землю теперь можно и с самолета. Но чтобы увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное… Там, где можно, стоит плыть на лодке, вдыхая освежающий запах воды и зелени. Есть еще один способ передвижения — хороший и быстрый — на верху открытого грузовика. Он дает большой обзор и ощущение простора вместе с ветром, бьющим в лицо и грудь.

В Выбуты надо идти пешком. Можно отправиться туда и на лодке, но далеко вверх по Великой не уедешь — помешают мелководье и травы. Примерно на середине пути придется вылезти на берег. Но об этом не пожалеешь: Выбуты такое место, куда нужно именно прийти, а не приехать.

Выбуты, или, по-местному, Лыбута, находятся от Пскова в пятнадцати километрах вверх по Великой. Весь этот путь можно совершить, переправившись на Завеличье, пройдя Мирожский монастырь и шествуя дальше по дороге или вдоль берега. Для облегчения можно подъехать четыре километра на автобусе до деревни Корытово (тем более что ближайшие к городу деревни пыльные и неинтересные). За деревнями начинаются песчаные холмы с веселым сосновым леском и розовым дымом вереска; далее открываются луга.

Есть пейзажи, которые можно назвать эпическими. Их нужно беречь как величайшие народные ценности. Такие места на Псковщине сохранились в окрестностях Изборска, в истоках реки Каменки, в Выбутах. Ничего особенного в Выбутах как будто бы нет — открытость, скудость, но в них — и печаль и величие. Здесь особенно чувствуется связь с землей, которая, очищая человека, умножает его силы.

Широкий горизонт. Чуть прикрытая травой известняковая плита. Пустые каменоломни. Разбросанные ледником валуны — разноцветные, поросшие лишайником (их взрывают на щебень). Маленький белый храм на берегу. Два-три дерева на церковном кладбище, и ветер, свистящий над каменистыми лугами.

Несмолкаемый шум реки, идущий от порогов, и сама река, достойная названия Великой, — с ее слоистыми берегами, с крупными камнями, словно бредущими через реку, с двумя ослепительными линиями, образующимися в солнечные дни на месте порогов. Безбрежность. Значительность. И вместе с тем задушевность, которая так свойственна русскому пейзажу и с которой так хорошо сочетаются мягкие, округлые формы храма. Художественный смысл памятника и состоит в том, что он выражает суровую простоту местности. Маленький, он подчеркивает ее необъятность, и от него исходит человеческое тепло.

Выбуты — родина княгини Ольги, жены князя Игоря, матери Святослава, бабки былинного Владимира «Красное солнышко», мудрой правительницы Руси. Легенда рассказывает, что здесь Ольга, будучи простой девушкой, перевозила Игоря через реку. Недалеко отсюда, на противоположном берегу, там, где река Кебь впадает в Череху — приток Великой, находится поселок Буденик (современные Будники), где у Ольгиной ключницы Малуши родился сын — будущий князь Владимир Святославович, крестивший Русь ради ее объединения.

Церковь построена на самом берегу. Немного ниже Великая расходится на два рукава, обтекает большой вытянутый остров, у начала которого словно бредут через реку ряды валунов. Немного выше Великую пересекают пороги. Место отмечено историей и самой природой.

Выбуты были очень важны для Пскова: здесь находилась древняя переправа через Великую — брод, который до сих пор используется местным населением. В случае военной опасности псковичи посылали сюда заставы, так же, как и в устье Великой, чтобы замкнуть ключевые позиции города.  Бились у брода не однажды.

«В лето 6915 ( 1405 году)… князь местерь (магистр Ливонского ордена), собрав силы многые… прииде в землю Псковскую, месяца августа в 18 день, а псковичи без пригородов поидоша противу им, токмо совокупившие волости свои. И сусретоша их на Броду от Выбута, а броды вси бяху заверены ворами. И стояша погани ту 4 дня, и многажды хотяху перебрести реку, а не возмогоша, псковичем биющемся с ними и поидоша прочь, а не учинивше ничто же» Церковь обозначала место переправы, имевшее стратегическое значение. Она поставлена на правом берегу Великой и могла служить центром обороны, не допуская до реки.

Церковь очень проста — одноглавая, с одной апсидой. Плоские вертикальные выступы лопаток делят каждую сторону на три части. Щелевидные окна-бойницы создают замкнутость. Но на боковых стенах вверху оставлены большие окна; стены смягчены светотенью нескольких нишек, которая дополняет легкую лепку беленой каменной кладки. Двухпролетная звонница стоит обособленно. Она выставлена на северо-запад — к переправе, но отодвинута от реки, чтобы не заслонять храма. А он вырастает из полевых цветов, из кладбищенских зарослей — простой, цельный, белостенный, большеголовый, а за ним и вверху — глубокие небеса. Каждый раз его видишь по-новому и каждый раз воспринимаешь как чудо.

Внутри церковь светла и уютна. Четыре столба, как обычно, поддерживают своды. В западной части были когда-то деревянные хоры. Хотя пространство невелико, но в нем достаточно воздуха, нет затесненности: столбы скруглены на высоту ббльшую, чем рост человека, своды не расчленены. Они держат красивый барабан с небольшим куполом. Вверху стен, на парусах и в самом барабане чернеют горловины голосников3. Деревянные связи, проходившие между столбами, теперь заменены железобетонными, но их поперечник сравнительно невелик.

Дата строительства памятника неизвестна. По архитектуре его можно отнести к XV веку. Но в Третьяковской галерее имеется образ Ильи из церкви в Выбутах, который датирован XIII веком. Следовательно, какая-то церковь стояла здесь издревле. Странно, что на родине княгини Ольги, которую почитали как святую, была поставлена церковь не Ольге, а Илье. А ведь Илья стал христианским заместителем Перуна! Не было ли здесь прежде языческого капища?

Обратно в Псков можно добраться на автобусе или на попутной машине по Палкинскому шоссе, проходящему в полутора километрах от Ильинской церкви. Но лучше возвращаться в Псков пешком, вдыхая вечернюю свежесть. А над Великой выйдет провожать прозрачный тающий месяц.