страны арктики

Рубрики

Кангаласский и Сангарский угольные рудники

Торговый дом «А. И. Громовой» в 1915 году шахтным способом начал разработку каменного угля в месторождении под Кангаласским камнем (по-якутски — Хотугу Ытык хайа (Ханалас тааhа)) для обеспечения углем своих пароходов.

В начале ХХ века в связи с развитием судоходства по реке Лене остро встал вопрос топливной базы речных судов на северо-востоке страны. Представители фирмы «Наследники А. И. Громовой», чей пароход «Лена» регулярно совершал плавания в низовьях одноименной реки, где получили развитие рыбные промыслы, в 1913 году подали заявку в Горный округ на разработку площади выхода угля в местности «Санахай» (Сана Хая) в 75 верстах от устья реки Вилюй. Тем не менее, в производственную эксплуатацию Сангарское месторождение в досоветское время ввести так и не удалось.

С установлением советской власти добыча бурого угля в Кангалассах, расположенных в северной оконечности долины Туймаада, прекратилась по многим причинам, главной из которых было отсутствие главного потребителя угля.

20 апреля 1927 года Госплан ЯАССР принял решение об отгрузке первой партии сангарского угля для проведения пробных испытаний.

С 1929 году в связи с возрастающим потреблением топлива Якутской электростанции приступили к добыче угля в Кангалассах Выемка породы и добыча угля, как и предполагалось, после вступления в строй Якутской ЦЭС увеличились. В годы первой пятилетки выработка угля достигла уровня 10 тысяч тонн. Однако и такого объема выработки не хватало для полного обеспечения действующей электростанции углем. Поэтому было подключено Сангарское месторождение, где также началась разработка перспективного месторождения каменного угля высокого качества.

Постепенно Сангарский рудник выходил на производственные мощности. На начало 1931 года в коллективе угледобытчиков работало около 50 человек. Они жили в трех бараках. Главными потребителями угля, добываемого в Кангалассах, стали коммунальные и промышленные предприятия города и Ленское пароходство.

В 1934 году Сангарский рудник был передан в ведение Главсевморпути. К этому решению союзного ведомства, несмотря на протесты республиканских органов управления, добавилась передача и Кангаласского разреза. Переход в систему Главсевморпути переориентировал основное направление деятельности Сангарского рудника на обслуживание морских и речных судов ГУСПМ и других промышленных предприятий отрасли. Сангарский уголь переправлялся в порт Тикси, ставший основной базой снабжения арктического морского флота топливом. Растущий объем арктических перевозок вызвал необходимость увеличения добычи угля. В 1940 году объем добычи угля достиг 69,3 тысячи тонн. Социальные проблемы на руднике были исключительно острыми. На первом плане всегда стояли производственные планы, а не обеспечение людям нормальных условий проживания и работы. Катастрофически не хватало жилья, бани, прачечной, отсутствовали амбулатория и больница.