страны арктики

Рубрики

Вхождение Якутии в состав России

Ослабленное Смутой Русское государство восстанавливало расстроенное хозяйство, в том числе и за счёт добычи ценных мехов. Пушной промысел обеспечивал в середине XVII в. до 20% поступлений доходов казны. Пушнина поступала в основном в виде ясака – налога, которым облагались народы Сибири и Севера. Однако перепромысел пушного зверя привел к истощению его ресурсов на Европейском Севере и Западной Сибири. Это стимулировало дальнейшее продвижение на Дальний Восток и в Якутию. Преимущественно мирное присоединение Якутского края имело большое историческое и цивилизационное значение.

Первые сведения о якутах были получены в 1619-1621 годах. К 1619 году русские землепроходцы освоили бассейн р.Енисей. Здесь они получили первые сведения о «якольских людях», живущих на большой реке «Лин». Почти одновременно из Енисейского острога и Мангазеи туда отправились отряды казаков и промышленников. В 1624 году ватага промышленников Пантелея Пянды дошла до Средней Лены. Именно от них, по-видимому, остались сведения в преданиях якутов о предводителе Тыгыне, который впервые встретил их на своей земле. В 1629-1630 гг. по реке Вилюй, левому притоку Лены к якутам прибыл отряд мангазейских служилых людей Мартына Васильева и Антона Добрынского. Они пытались собрать ясак с якутов правобережья Лены. Им не удалось здесь закрепиться, но на Вилюе вскоре появились отряды не только мангазейских, но и тобольских казаков и промышленников. Они собирали ясак, занимались промыслом и основали в середине 1630-х гг. несколько зимовий. Из Енисейского острога шли отряды атамана Ивана Галкина, Парфена Ходырева и других. В 1632 году отряд енисейского стрелецкого сотника Петра Бекетова заложил Ленский острог – будущий город Якутск:

ЦИТАТА: Сентября в 25 день по государеву указу поставил я, Петрушка, с служивыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для ясачного сбору, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли.

Ему удалось привести в русское подданство и собрать ясак с 33 якутских князцов из 16 улусов и привести их к шерти (присяге) на подданство царю. В середине 1630-х годах из-за взаимной конкуренции в погоне за ясаком и злоупотреблений служилых людей произошли два якутских восстания. Также не было единообразия в размере собираемого ясака. Платили ясак «с рода». Поэтому в 1638 году было принято решение создать самостоятельное Якутское воеводское управление, которое восстановило и упрочило порядок. Первые воеводы провели перепись, ввели единый имущественный принцип сбора ясака и стабилизировали обстановку. С 1640-х годов ясачные сборы заметно увеличились, установилась стройная система ясачных острогов и волостей. Всего было образовано 35 ясачных волостей, во главе самых крупных были поставлены главные князцы, ответственные за сбор ясака. Якутск на долгое время стал опорным пунктом продвижения русских землепроходцев на северо-восток Азии. Самые известные географические открытия были сделаны отрядами служилых людей под командой Ивана Москвитина – выход на берега Тихого океана (в 1639 г.), Семена Дежнева – открытие пролива между Азией и Северной Америкой (в 1648 г.), Владимира Атласова – освоение Камчатки (1697), а также Василия Пояркова (в 1643-1646 гг.) и Ерофея Хабарова (в 1649-1652 гг.) – достижение и описание Приамурья и Приморья.

Среди важнейших последствий присоединения края к России можно выделить следующие.

В первые годы из-за конкуренции и злоупотреблений были жертвы, часть населения Центральной Якутии вынуждена была бежать с освоенных мест. Минусом было также хищническое уничтожение промысловых животных.

Несмотря на это, очевиден колоссальный прогрессивный характер присоединения Якутии к Российскому государству. Якутия была включена в состав мощного централизованного государства. Это ускорило развитие ее производительных сил и тем самым содействовало переходу якутов к новым, более высоким общественным отношениям. Начинается межкультурный диалог и обмен достижениями цивилизации. Присоединение внесло значительные изменения и в традиционный хозяйственный уклад народов Якутии. Достаточно напомнить, что именно у русских якуты научились обрабатывать землю и сеять хлеб. Уже в ХVII в. отдельные якуты стали перенимать навыки земледелия, а в более позднее время якутская запашка стала заметно возрастать. С распространением православия приходит образование и письменность.