страны арктики

Рубрики

Древняя Якутия: эпоха ранних металлов

В Якутии случайные находки бронзовых изделий известны с XIX века. В старых коллекциях выделяются мечи оригинальной формы, найденные на дне спущенного озера Сильгумджа на Вилюе и у поселка Укулан в верховьях Алдана. Выразительными были также бронзовые кельты, копья и котел скифского типа с Лены, Вилюя, Алдана, Витима и с низовьев Колымы.

По имеющимся на сегодняшний день данным можно предполагать, что развитие древних культур Якутии после окончания неолитической эпохи проходило разными путями. Начиная с середины II тыс. до н. э. в Якутии вплоть до Полярного круга распространилась Усть-мильская культура. Наиболее массовый материал на стоянках Усть-мильской культуры представляет керамика, характерной чертой которой является наличие горизонтальных поясков из тонких налепных валиков. В некоторых случаях валики рассечены тонкими насечками, а под бортиками сосудов имеется горизонтальный ряд сквозных округлых отверстий. Каменный инвентарь стоянок бронзового века практически не отличается от поздненеолитического, но, тем не менее, сокращается его разнообразие.

На север Якутии проникли лишь отдельные группы носителей валиковой керамики. В Заполярье, в I ты. до н. э. и I тыс. н. э., продолжали существовать потомки ымыяхтахцев (Сугуннахская пережиточно-ымыяхтахская культура), освоившие металлургию бронзы. В Южной, Юго-Восточной и Западной Якутии в эпоху бронзы, наряду с Усть-мильской, распространились памятники Улахан-сегеленняхской культуры, основным индикаторным признаком которых является керамика, украшенная «жемчужинами», вдавлениями и штампами. Распространение памятников этого типа не было столь сильным в сравнении с экспансией усть-мильцев, но охватывало значительную таёжную территорию Алдана, Олёкмы, Вилюя и Средней Лены.

Изменения в духовной жизни людей эпохи бронзы отразились в сюжетах наскальных изображений. В сравнении с предшествующей эпохой в эпоху бронзы становится больше стилизованных фигурок людей – шаманов в «рогатых» или «лучистых» головных уборах, с головой, нарисованной в виде развилки.

Погребения бронзового века в Якутии редки. Выяснено, что усть-мильцы кремировали умерших. К Усть-мильской культуре достоверно относится только Нелегерское погребение из окрестностей города Якутска, совершенное по обряду кремации. Это погребение датировано радиоуглеродным методом. Ранее, А. Н. Алексеев отмечал, что погребения эпохи бронзы Якутии объединяет обряд трупосожжения.

Считается, что металлургия железа развилась в местной бронзовой культуре, однако железные изделия, найденные на территории Якутии, имеют ближайшие аналоги в археологических памятниках Верхнего и Среднего Амура. Железные изделия представлены наконечниками стрел, ножами, рыболовными крючками, пластинками от доспехов и другими изделиями. Население Якутии по-прежнему занималось охотой и рыболовством. В наскальных рисунках, датируемых ранним железным веком, изображены стилизованные фигурки людей, с треугольными туловищами и ногами-черточками. Религиозные представления людей, живших в эту эпоху, связаны с одушевлением природы, зачатками шаманства, охотничьим культом и поклонением перед природными явлениями. Было найдено несколько захоронений раннего железного века, сопроводительный инвентарь которых был представлен костяными, каменными и железными наконечниками стрел и орудиями, деталями от сложносоставного лука и элементами защитного вооружения.

В раннем железном веке в Якутии появляются первые железные изделия, хотя человек по-прежнему пользовался орудиями труда из камня и кости. Из железа и бронзы изготавливали котлы, топоры-кольты, наконечники копий, стрел, ножи, рыболовные крючки и др. Основу хозяйства составляли охота и рыболовство.

Население бронзового и раннего железного века стало основой для этнических процессов, приведших к возникновению современных народов Якутии.