Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Гренландская экспедиция Нансена

Гренландская экспедиция Нансена 1888—1889 годов. Еще занимаясь на втором курсе университета Нансен принимал участие в плавании зверобойного судна “Викинг” в Ледовитом океане, где должен был собирать материал по морскому зверю, а также производить наблюдения над состоянием льдов и погодой. Плавание на “Викинге” началось 11 марта 1882 года и продолжалось четыре с половиной месяца, причем целый месяц судно дрейфовало около восточных берегов Гренландии. Это плавание, которое Нансен описал в книге “Среди тюленей и белых медведей”, оставило неизгладимое впечатление и зародило много планов.

Уже будучи работником Бергенского музея, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на “Викинге”, — посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, — таков был новый план Нансена. Впервые он поделился этим планом с доктором Григом осенью 1887 года. Вскоре затем Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Норденшельдом, являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции.

После свидания с Норденшельдом Нансен возбудил через Академию наук ходатайство перед правительством об отпуске ему необходимых на экспедицию 5000 крон. Свою докладную записку Нансен закончил словами Норденшельда: “Исследование природы Гренландии имеет столь большое и фундаментальное значение для науки, что в настоящее время едва ли можно указать на более важную задачу для полярной экспедиции, чем изучение внутренней части этой страны”.

План Нансена вызвал настоящую бурю в прессе, которая отнеслась к нему с большим недоверием и даже иронией. Одни газеты писали, что “было бы преступлением оказать поддержку самоубийце”, другие просто предсказывали неудачу. Правительство также не одобрило проекта Нансена и в средствах отказало. Помощь пришла извне: один датский коммерсант, А. Гамель, предоставил в распоряжение Нансена необходимые 5000 крон. Нансен с радостью принял этот дар, за что подвергся новым нападкам со стороны норвежских патриотов.

Существенную помощь в подготовке экспедиции оказал Нансену большой знаток Гренландии датский исследователь доктор Г. Ринк, впрочем, как и большинство других, считавший предприятие Нансена чересчур рискованным. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

Зимой 1888 года Нансен деятельно готовился к своей экспедиции. Все снаряжение — спальные мешки, сани, аппарат для варки пищи и т. д. — он испытывал сам, для чего в особенно холодные дни уходил в ближайшие горы.

В состав экспедиции вошли:

— Фритьоф Нансен — начальник экспедиции.
— Отто Нейман Свердруп — опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
— Олаф Дитрихсон — опытный лыжник.
— Кристиан Кристиансен Трана — северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
— Самуэль Йоханнесен Балту — саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
— Оле Нильсен Равно — саами по национальности, оленевод и каюр.

Экспедиция отправилась в путь 2 мая 1888 года. Они отплыли рейсовым пароходом в Шотландию откуда 9 мая на датском пароходе «Тюра» направились в Исландию, где высадились в Иса-фьорде 20 мая. Здесь им надлежало ждать судно промысловое судно «Язон», которое должно было их доставить к восточному берегу Гренландии.

«Язон», прибывший 3 июня, на следующий день вместе с экспедицией отправился к Гренландии. 17 июля судно достигло цели: через неширокую, всего 18-20 километров, полосу дрейфующих льдин с широкими пространствами свободной воды, на берегу фьорда Сермилик стояло поселение Ангмассалик (Angmagssalik ) из которого экспедиция планировала начать переход через Гренландию.

Нансен и его спутники высадились в две лодки (одну из них предоставил капитан Якобсен), намереваясь пройти через плавучие льды. Сперва лодкт успешно маневрировали, между льдами. Периодически их прибивало к большим льдинам и тогда путешественники перетасикавли их по льду, чтобы вновь спустить в открытую воду с другой стороны. Одна лодка сломалась и пока ее чинили, льды сомкнулись. Однако перейти на берег по льдинам возможности не было: они были небольшими и перетащить по ним лодки было нереально. 19 июля лед разредился настолько, что Нансен с товарищами смогли продолжить свой переход. Членам экспедиции не оставалось ничего другого как дрейф на льдине. Их то прибивало почти к берегу, то опять относило в открытое море. Скорость дрейфующих льдов была очень высока.

В конечном итоге после тяжелейших дней перехода ( а льдина и раскалывалась — тогда приходилось перетаскивать всю поклажу, а при появлении открытой воды путешественники переплывали на лодках до след. льдины) 29 июля берег оказался очень близко и появилась открытая вода. Спустив лодки на воду вскорости экспедиция ступила на скалистый берег Гренландии, зачительно южнее, чем планировалось перовначально. К югу лежал остров Кудтлек, а южнее его поднималась скала — мыс Толденшорда. Предстояло возвращение вдоль берега на север. Шли на лодках, с трудом преодолевая все более сгущавшиеся льдины. По пути часто встречались селения эскимосов, где путешественников встречали очень радушно.

10 августа экспедиция, пройдя 200 км на север, достигла Умивик-фьорда. Отсюда было решено начать продвижение через Гренландию. Отдых и подготовка заняли несколько дней и 15 августа 1888 года начался знаменитый переход Нансена через Гренландию к ее западным берегам. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах, тягловой силой служили сами люди (на каждого приходилось около 120 кг груза). Морозы достигали -45 градC. Шерстяная одежда оказалась не лучшим вариантом, а в рационе катострофически не хватало жиров.

И тем не менее 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на расстояние 472 км. Переход через ледник занял 41 день. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. Не успевшие на судно, члены экипажа вынужденно остались на зимовку в Готхобе. 15 апреля 1889 года в Готхоб прибыл пароход «Видбьёрн», на котором члены экспедиции отплыли в Копенгаген, куда прибыли 21 мая. В столице Дании путешественники стали гостями спонсора похода — А. Гамеля. На родину они вернулись пароходом «Мельхиор» 30 мая 1889 года. Встречали их очень торжественно, как и подобает встречать героев.

Результаты экспедиции

Экспедиция Нансена выяснила, что вопреки предположению ученых, ледяной покров Гренландии является сплошным. На основании косвенных указаний Мон оценил толщину ледяного покрова Гренландии в 2000 метров, что хорошо совпадает с непосредственными измерениями толщины льда, выполненными сейсмометрическим методом экспедицией Вегенера в 1930 году.

Экспедиция Нансена открыла второй “полюс холода” северного полушария, лежащий в центральной Гренландии. На основании проведенных экспедицией метеорологических наблюдений Мон определил среднюю годовую температуру воздуха на ледяном покрове Гренландии (на высоте 2000 метров) в -25 град, в то время как на “полюсе холода” — в Верхоянске, эта температура равна -16 град. В зимнее время температура воздуха в центральной части Гренландии, по расчетам Мона, должна падать до — 65 или -70 град. Действительно, экспедиция Вегенера отметила здесь минимум температуры в -65 град. Таким образом, экспедиция Нансена действительно открыла второй “полюс холода” северного полушария, лежащий в центральной Гренландии.

Нансен провел большую работу по изучению образа жизни эскимосов. В 1890 и 1891 годах вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Gronland (На лыжах через Гренландию) и Eskimoliv (Жизнь эскимосов).

справочно:
* Мон Генрик (1835-1916) — норвежский метеоролог, почетный член Петербургской Академии наук (с 1907 г.)

Северные экспедиции
9 0,262