страны арктики

История Волгограда

Царицын — Сталинград — Волгоград

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, которое с древних времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и волоки между реками.

Частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымских татар через Переволоку на Астрахань в 1569 году в попытке изгнать русских из Нижнего Поволжья стали причиной преобразования станичной и сторожевой службы на юге страны. По приказу Ивана Грозного в кратчайшие сроки были построены остроги (крепости) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.

Дата основания Волгограда — 12 июля 1589 года, т.к. именно этим числом датируется грамота царя Федора Иоанновича воеводе Григорию Засекину, в которой тому поручалось строительство города. Еще по приказу Ивана Грозного на острове Царицын стоял острог, где в летнее время располагался отряд для охраны. Об этом сохранилась запись английского путешественника Христофора Бэрроу. Он писал в 1579: «На острове, называемом Царицыном, русский царь держит в летнее время отряд из 50 стрельцов для охраны дорог». Вот этот остров Царицын и избрал воевода Засекин для строительства города. Город получил название Царицын. Этимиологи связывают объясняют происхождение слова от тюркского «Сары-су — желтая вода» или «Сары-чин» — желтый остров».

Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных границах русского государства.

Царицын в 17 веке

В 1606—1607 годах произошло восстание Болотникова. Оно охватило около 70 городов, в том числе и Царицын. В мае 1607 года в Царицыне восстали против царя Василия Шуйского. Фёдор Шереметев снял осаду с Астрахани и со своим отрядом пошёл на Царицын. После нескольких штурмов Царицын был взят царскими войсками.

В 1615 году после пожара город отстроили заново, но уже на правом берегу Волги. На протяжении 17 века город по-прежнему служил щитом от от нападений татар и для защиты судов. Вот как его описывал В 1636 г. голштинский посол Адам Олеарий по пути из Москвы в Персию: «Город Царицын находится в 350 верстах от Саратова, лежит на правом берегу, на холме, невелик, построен в форме параллелограмма, с шестью больверками и башнями и заселён одними стрельцами, которых живёт в нём 400 человек. Стрельцы эти обязаны держать стражу против татар и служить охраной для проходящих мимо судов.»

В 1670 г. город опять стал ареной боев. Степан Разин после осады захватил Царицын и ввел казацкое управление. На освобождение Царицына был послан отряд стрельцов, но у Денежного острова он был разгромлен пятитысячным отрядом Разина. Но после того как в 1671 г. после поражения под Симбирском и возвращения на Дон Разин был пленен и выдан царским воеводам, Царицын вернулся под контроль Москвы.

В конце 17 века (1691) в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.

7 июня 1695 г. в Царицыне во время Азовского похода остановливалась флотилия с императором Петром I. Петр I еще дважды посещал Царицын: в июне и ноябре 1722 г.

Царицын в 18 веке

В 1727 году Царицын был снова уничтожен пожаром. Через несколько лет его отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону.

В 1774 Емельян Пугачев дважды осаждал город, но так и не смог взять его.

В 1780 году Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.

Царицын в 19 веке

В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Были построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.

В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога.

В конце XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.

В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища.

Царицын в 20 веке

В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических,5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован. Численность жителей в 1914 году составляла 134 тыс. чел.

В 1913 г. в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты 10 православных церквей и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.

Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне происходили ожесточенные бои.

Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.

В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.

В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город стал центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.

В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.

В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

Сталинград в годы войны

С первых дней Великой Отечественной войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.

С весны 1942 года начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград.

C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе происходила одна из важнейших битв Второй мировой войны (1939-1945 годы) – Сталинградская, ставшая ее переломным этапом.

Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска ослабили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек, что составляло примерно четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
После Сталинградской битвы в Сталинграде не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было определить даже направление улиц. В послевоенные годы город был выстроен заново.

1 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной Сталинград был удостоен почетного звания города-героя, а 8 мая 1965 года был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В 1958 году Указом Президиума ВС РСФСР Сталинград был назначен городом областного значения и административным центром Сталинградской области.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

В 2005 году Законом Волгоградской области Волгоград был наделен статусом городского округа. День города отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Современный Волгоград занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих поселков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет чуть более 1 млн человек.

Город является крупным промышленным центром. Здесь работают более 160 крупных и средних промышленных предприятий, обслуживающие такие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, оборонно-промышленный комплекс, лесная промышленность, легкая и пищевая промышленности.

Через город проходит Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

Город имеет развитую инфраструктуру, в которую входят около 500 образовательных учреждений, 102 медицинских учреждения и 40 культурных организаций и др.

В городе насчитывается 11 стадионов, 250 залов, 260 приспособленных для занятий физкультурой и спортом помещений, 15 плавательных бассейнов, 114 спортивных площадок, футбольных полей, футбольно-легкоатлетический манеж.

рубрика: История Волгоградской области,История края