страны арктики

Рубрики

Спасо-Прилуцкий монастырь — церковь Вознесения и Святые ворота

Вологда, Спасо-Прилуцкий монастырь, надвратная церковь

В северной стене Спасо-Прилуцкого монастыря, что в Вологде, находится прежний главный въезд в монастырь — так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения. Они являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей еще в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были деревянными. Уже в 1590 году был освящен сооруженный над ними храм во имя Федора Стратилата (переименован в 1815 г.), святого воина, покровителя русских в ратном деле.

Святые ворота сохранили свои древние арочные проемы: большой — для проездов и малый — для путников. Особенно выразителен наружный фасад ворот. Многократно повторенные, уходящие в толщу стены килевидные арки на колонках с дыньками образуют великолепный перспективный портал большого проезда. Оттеняясь легким, тоже килевидным «наличником» малой арки, он еще более подчеркивает гладь стен храма.

Возвышающийся над воротами Вознесенский храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Кубический, он по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен апсид, этого типичного элемента церковного здания. Северный и южный фасады его обработаны тремя лопатками — две по углам и одна посередине, что приводит к необычному членению стен на два прясла. Единственным украшением их служит узкий пояс прямоугольных нишек и поребрика на верху стен.

Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта здания. Барабан главы с узкими проемами и оригинальным покрытием (яблоко и крест поздние) имеет вверху широкую полосу декора из стрельчатого аркатурного фриза и рядов прямоугольных и круглых нишек с бегунцом и поребриком между ними. Этот своеобразный убор, появляющийся в зодчестве Северо-Восточной Руси еще в конце XV века, объединяет в себе орнаментальные мотивы новгородско-псковского и москов-акого происхождения. В XVI столетии он становится характернейшим элементом наружного убранства построек Севера, где постоянно сталкивались художественные влияния Москвы и Новгорода.

Двухчастное членение стен церкви, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает ее особую внутреннюю структуру — двухстолпную конструкцию здания. Два сравнительно тонких четырехгранных столба в середине помещения с помощью системы арок, известной нам по храмам Вологды, поддерживают своды. Между столбами расположена невысокая каменная алтарная преграда; в верхней части их для облегчения устроены разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Эта двустолпная конструкция с некоторыми модификациями получает в XVII веке широкое распространение на Севере, особенно в вологодских храмах.

Рядом с Вознесенской церковью над стеной высится стройная, оригинальная колокольня. Четырехгранная призма с легким восьмериком звона завершается вытянутым шатром и главкой. Колокольня построена в 1729- 1730 годах, но еще в традициях древней Руси и, по-видимому, на основе существовавшей здесь в конце XVII века каменной часовни «о четырех стенах».