страны арктики

Рубрики

На леднике Ронне. Часть 5

На леднике Ронне. Часть 5.
Но видимо, есть и что-то общее у этих двух шельфовых ледников, из-за чего их рассматривают часто как единую ледниковую систему Фильхнер-Ронне. Может быть, то, что атмосферные осадки, их питающие, имеют одно происхождение? В море Уэдделла они поступают через Западную Антарктиду из Тихого океана; циклоны один за другим, непрерывной чередой следуют из района моря Беллинсгаузена и обрушиваются метелями и снегопадами на ледник Ронне, а потом, если хватит сил, и на ледник Фильхнера. Как интересно бывает следить за струями и вихрями невидимых снизу воздушных стихий, но отчетливо проявляющихся на снимках метеорологических спутников! Многое объединяет эти два ледника, условно разделенные человеком, и недаром они так синхронно наступают уже десятки лет, тогда как ледник Росса, по другую сторону Западной Антарктиды, в то же самое время продолжает отступать и быстро разрушаться.

На шельфовом леднике Фильхнера наша летняя полевая база Дружная расположена у самого края барьера, и, по всем прогнозам, срок ее жизни скоро истечет, поскольку есть веские основания предсказать в ближайшие годы откол крупных айсбергов от ледника Фильхнера. Поэтому Дружная находится под постоянной угрозой выноса в океан. Тогда на шельфовых ледниках у нас не останется ни одной, даже сезонной, научной станции, что может стать большой потерей для изучения динамики и режима Ледяного континента в целом.

Из семи постоянно действующих в Антарктиде станций нет ни одной на шельфовом леднике. И хотя они занимают по площади немногим больше 10%, но именно шельфовые ледники поставляют в океан наибольшее количество айсбергов, среди которых и самые крупные. По снимку со спутника «Метеор-13» наш коллега зарегистрировал начало откола гигантского айсберга от шельфового ледника Ларсена на Антарктическом полуострове. После этого все с нетерпением каждый день ожидали новых снимков, чтобы посмотреть, как расширяется канал между айсбергом и ледяным берегом. Этот гигант площадью более 10 тысяч квадратных километров уже почти отделился от ледника, и его подхватывает антарктическое прибрежное течение, чтобы увлечь в долгое путешествие вокруг Антарктиды.

Вот так работаем, живем, спим на уютной базе Дружная в сборных домиках, даже смотрим кинофильмы, а в это время, возможно, за сотню километров, в глубине ледника, в районе гигантских разломов Гран-Касмс, может быть, тоже начала расширяться черная трещина?

Я почувствовал острый запах бензина и резко сбросил газ. Сзади на веревке волочилась по снегу двадцатилитровая канистра, и из полуоткрытой горловины выливалась струя бензина. Я бросился на снег и закрыл ее рукавицей. Подскочил Саша, который сидел спиной к передку и тоже ничего не почувствовал. Мы поняли, что надо быть все время начеку — остаться без топлива… а вдруг ИЛ не сможет сесть!

Теперь постоянно оглядываемся назад и на каждой остановке проверяем крепление всего, что есть на санях. Наблюдая за движением саней, даже на большой скорости, я подивился, как плавно, без скачков они скользили, почти не реагировали на заструги эти легкие, гибкие пятиметровой длины сани. Безусловно, они были предназначены для собачьих упряжек. Вообще о собачьих упряжках особый разговор.