страны арктики

Рубрики

На леднике Ронне. Часть 2

На леднике Ронне. Часть 2
Я остановил машину между двух бочек, достал из ящика компас, сориентировал его на север, посмотрев при этом на впереди стоящую бочку, потом на бочку, стоящую за спиной, и определил, что мой курс будет отличаться от направления на север примерно на пять градусов и еще к этому надо прибавить три градуса для определения истинного азимута, поскольку здесь, на 77° южной широты, магнитный компас дает искаженное направление.

Таким образом, наш курс должен быть около 8 градусов. Теперь предстояло поставить первую веху в створе с бочками, а потом продолжать этот створ до самого океана. Вроде все ясно; пока мы не начали работать, проблем не возникло, как, впрочем, и в любом деле.
От самой последней бочки мы отъехали пятьсот метров и начали ставить первую веху. Это происходило еще в пределах видимости группы стоящих у самолета. Они продолжали внимательно наблюдать за нашими действиями.

Саша соскочил с саней, вытащил из связки четырехметровую дюралюминиевую трубу. Я слез с «Бурана» и достал из вьючной сумы, прикрученной поверх связки труб, прямоугольный лист фанеры размером с большой художественный альбом. Одна сторона листа была выкрашена в черный цвет, а на другой тоже черной краской была написана цифра «1». Это была первая ориентирная и одновременно снегомерная веха от будущей станции Прогресс на шельфовом леднике Ронне к будущей пристани, ледовому причалу, на краю ледового барьера в море Уэдделла.

Без особых усилий вогнали веху на метр в снег крашеной стороной к морю. Саша снял с саней мерную рейку, измерил высоту вехи. «298 сантиметров», — сказал он вслух, чтобы не забыть до того, как запишем. Потом Саша вынул из-под кошмы, на которой сидел, чистый лист фанеры, служившей нам в таких условиях взамен полевого дневника, записал дату, номер вехи и отсчет и что-то еще для себя, возможно состояние поверхности снега.

Теперь эта веха будет стоять, пока не сравняется со повышающейся из года в год поверхностью снега. Если в будущем году начнутся работы в этом районе, то такие вехи станут первыми ориентирами для самолета или санно-гусеничного поезда, и одновременно повторные измерения их высоты дадут представление о количестве накопившегося за год снега, об аккумуляции — главном и практически единственном источнике питания шельфового ледника.

Вся операция по установке вехи заняла у нас не более трех минут.
— Для начала нормально, — сказал я вслух.
— Но можно уложиться и в две, — заметил Саша.

Он сел на сани лицом к поставленной вехе, чтобы видеть ее и тянущийся далее ряд бочек — теперь они составляли единый створ, по которому мы должны строго ориентироваться.
Я заметил последнюю цифру на спидометре «Бурана» и прикинул, что должен остановиться для установки следующей вехи при том же значении последней красной цифры, но увеличившемся на единицу значении предпоследней, черной цифры, то есть ровно через километр.