страны арктики

Рубрики

История Суздаля

Город Суздаль, один из древних и интереснейших городов русского Северо-Востока возник на основе сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового, феодального общества. Археологические раскопки и найденный при этом инвентарь позволяют отнести возникновение здесь первого поселения к IX веку. Это поселение было расположено на склоне узкого мыса, омываемого с трёх сторон рекой Каменкой и её левым притоком — Гремячкой. ( Краткую историю Суздаля вы можете прочесть здесь)

Посёлок был основан на плодородных землях в центре Владимирскго ополья (в 5 верстах от Нерли), в гуще славянского земледельческого населения, пришедшего из новгородских земель. С этой группой поселений, как основным родовым ядром, в начале XI века летопись связывает название «Суждали». Но в понятие «Суждали» входило не только основное ядро ремесленных поселений на реке Каменке. Оно распространялось на всё правобережье реки Нерль вплоть до Клязьмы.

Борьба религий

Большое сопротивление укреплению основ феодализма и проникновению новой, христианской религии, оказывают представители родового языческого культа — волхвы. Их капища располагались вокруг древнего поселения. Главным божеством был Ярило — бог Ярун, ведавший урожаем плодородных суздальских земель. Это божество находилось на горке при впадении речки Гремячки в Каменку, где в настоящее время Козьмодемьянская церковь. Гора эта до последнего времени носила название Яруновой, а набережная — Яруновки.

При въезде в город, согласно сообщению суздальского историка Анания Фёдорова, находилось божество, называемое «Пинаем», отчего и произошло название Пинаевой стороны. Тот же историк указывает на существование третьего языческого божества — Облупы, почитание которого устраивалось, когда облупалась (отцветала) рожь. Божество ведало делами веселья, пьянства, и его культ, возможно, напоминал культ Вакха, Бахуса. Не случайно потом на месте этого божества был поставлен кабак, давший прозвание Кабацкой горе, сохранившей его до сих пор. Название Ивановой горы, расположенной против кремля за рекой Каменкой, происходит от Ивана Купалы. Загородом, в северо-восточной части, на большом лугу устраивались массовые языческие игрища. Место это сохранило своё старое название «Всполье» до последних лет.

Проникавшие с юга христианские проповедники — епископы — зачастую изгонялись или убивались. Так, в Ростове был убит епископ Леонтий, из Суздаля изгнан Феодор. После этого в течение 80 лет ни в Ростове, ни в Суздале не появлялись христианские миссионеры.

Первое упоминание о Суздале

Первое упоминание о Суздале связано с восстанием 1024 года. В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала киевскому князю Ярославу Мудрому, являвшемуся в то время князем Новгородским. Во время его правления в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Руководимые волхвами, смерды подступили к Суздалю и «нача избивать старую чадь, по неже держит гобино» (т.е. захваченный общинный урожай). Для подавления восстани из Новгорода прибыл Ярослав, который, как сообщает летопись, «изымав волхвы, расточи, а другие показни…».

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году произошёл раздел владений между его сыновьями: Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переяславль южный получил Всеволод Ярославич, который владел этим уделом до смерти (1093 г.), передав затем его своему сыну Владимиру Всеволодовичу (Мономаху).

Богатейшие земли русского Северо-Востока, захваченные Мономахом, вызывали хищнические аппетиты у других князей. В 1094 году вспыхнула большая феодальная война между Олегом Святославичем Черниговским и Муха — Изяслав, князь Курский, вторгся в пределы Мурома — владения Олега и захватил город. В разразившейся кровопролитной битве под Муромом Изяслав был убит, Олег перешёл Оку и Клязьму, вторгся в пределы Ополья и захватил Суздаль. Пленив большое количество населения и продвинувшись на северо-восток, Олег овладел Ростовом, посадил там своих посадников и начал собирать дань. Однако в защиту владений, по праву принадлежащих Мономашичам, в 1096 году вступился сын Мономаха — Мстислав, сидевший в Новгороде.

Летописец под 1096 годом рассказывает: «Олег прииде к Суздалю и видя яко за ним гонится Мстислав, повелел зажечь город Суздаль. И остался токмо двор Почерского монастыря с церковью святого Димитрия яже бе дал Ефрем и с селы». Суздаль был спалён. Войска Олега бежали под напором дружин Мстислава, который настиг Олега под Муромом, разгромил его дружины и освободил пленных суздальцев.

Собравшийся в 1097 году в Любече съезд князей «на устроение мира», подтвердил права Мономаха на владения северо-восточной землёй.

В 1107 году Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотворища воюще села и погосты, убивающе много христиан… суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха в 1108 году. Это был второй приезд Мономаха в Суздальщину. В это время он строит город Владимир-на-Клязьме.

В ответ на нападение болгар на Суздаль в 1120 году суздальские дружины под командованием «боярина большого Георгия Симоновича» совершили успешный поход на болгарские земли. Поход имел цель обезопасить княжество от неожиданных набегов неспокойного и сильного соседа.

На рубеже XI-XII вв. Владимир Мономах строит в Суздале первое соборное здание в честь новой, христианской религии. Суздальский собор, в отличие от деревянного ростовского, был воздвигнут каменным. Стены внутри него расписаны фресковой живописью. Постепенно, отнимая первенство у Ростова, Суздаль становится стольным градом Ростово-Суздальского княжества, первым самостоятельным князем которого стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

Археологические раскопки, проведённые в западной части здания собора, открыли большой слой строительного материала XI века (плинфа с раствором цемянки). На площадке были обнаружены сваи, вбитые в глиняный грунт. Весьма возможно, что на этом месте находились палаты Юрия и его преемников, разрушенные татарами в 1238 году.

Восстания вынуждали укреплять Суздаль земляными валами с дубовым тыном — забором с заострёнными вверху брёвнами. Для прохода в крепость были устроены двое проезжих ворот и одни пешеходные — к реке за водой. Северную и западную части вала огибала река Каменка, с восточной — специально вырытый ров. Таким образом, город находился в кольце валов и водяного рва.

В это время социальная рознь населения наиболее ярко выражалась в городских постройках. Так, бедняки суздальцы жили в землянках с шатровыми крышами из дёрна, а рядом высились срубные здания землевладельцев и торговцев. Вершиной города являлся каменный собор, завершённый куполом с сияющим крестом. С восточной стороны вырастал торговый посад, где ютились жилища мелких ремесленников и торговцев. Посад, так же как и кремль, был укреплён земляными валами с частоколом и проезжими воротами. С наружной стороны, с востока, вал огибала речка Гремячка, а с северо-востока был прорыт специальный ров. За этим рвом находилась загородная сторона.

К укреплённому городу тянулись поселения ремесленных и торговых людей, здесь же концентрировалась и местная феодальная знать — «старое боярство», «лучшие люди». Усадьбы знати вырастали и около города. Так, лучшие, урожайные земли под Суздалем были захвачены, вероятно, Яном Вышатичем и названы его именем (ныне земли села Янёва).

В захвате земель около города принимают активное участие и монастыри. В конце XI столетия на правом берегу Каменки перед кремлём уже видим Дмитриевский Печерский монастырь, как и Киевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством Киевского митрополита Ефрема. Монастырь был одарён землями с сёлами, о чём упоминается в летописи под 1096 годом.

Суздаль времён Юрия превращается в столицу огромного северо-восточного княжества, границы которого на севере доходят до Белого озера, на востоке — до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями и на западе — со смоленскими и новгородскими. Сильная и обширная Новгородская республика начинает считаться с Суздалем.

Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове. Из Суздаля он выступал в походы и возвращался в него.

При Юрии Долгоруком на Суздальской земле строятся новые города и крепости. Так, было укреплено местечко Кснятин при впадении реки Нерль в Волгу, построены Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, около Суздаля поставлена резиденция с палатами и церковью Бориса и Глеба в местечке Кидекша. В 1154 году строится город Дмитров. Около середины XII века основан Звенигород на Москве-реке и, наконец, уже в период правления Юрия в Киеве, была основана Москва. Население новых городов было прочно привязано к князю и зависимо от него. Здесь быстро развилось ремесленное производство.

Борьба Суздаля и Владимира

Сын Юрия Долгорукого Андрей (Боголюбский) в 1155 году оставляет данный ему удел Вышгород и переезжает на свою родину в Суздаль. Он первым делом изгнал своих младших братьев Всеволода и Михаила (детей от второй жены Юрия), порвал с приближёнными отца боярами и положил в основу своей политики единодержавие — самовластье. По этому поводу летопись рассказывает: «Братию свой погна… и мужи отца своего передние и мать — гречанку».

В своей политике Андрей не стал опираться на старую ростово-суздальскую знать, он уже видел свою опору в новой растущей социальной прослойке городских кругов — ремесленниках и мелких феодалах, землевладельцах, вырастающих в новых городах его княжества и зависящих от него. Он перенёс столицу из Суздаля на берега Клязьмы во Владимир. С переносом княжеского стола и переездом князя во Владимире жизнь забила ключом. Строятся белокаменные храмы, основывается Боголюбовский замок с дворцом князя и роскошным придворным храмом Рождества Богородицы. Закладывается кафедральный Успенский собор. Границы города расширяются и обносятся новыми укреплениями. При впадении реки Нерль в Клязьму был построен монастырь нового праздника с церковью Покрова Богородицы. Андрей для строительства призвал мастеров от всех земель. Он решил превратить Владимир в общерусскую столицу, которая бы затмила славу «матери русских городов — Киева» и объединила раздираемые усобицами русские княжества.

С этого времени Суздаль теряет своё политическое господство. Но старая ростово-суздальская знать всё же оказывала сопротивление политике Андрея. 29 июля 1174 года руководимые Кучковичами заговорщики проникли во дворец Андрея и зверски расправились с ним.

После трагической смерти князя ростовцы и суздальцы делают попытку выйти из подчинения Владимиру. Они становятся на сторону рязанских племянников Боголюбского в борьбе за великокняжеский владимирский стол. Однако борьба кончилась победой младших братьев Андрея — Михаила и Всеволода, и Суздаль волшёл в состав Владимирского княжества.

Добившись великого княжения, младший брат Андрея — Всеволод III Большое гнездо сосредоточивает своё внимание не только на Владимире. В 1194 году по его повелению была обновлена обветшавшая дубовая ограда Суздальского кремля. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения, заменяется новым рубленым городом. В 1196 году проводится большой ремонт соборного здания.

Строительная деятельность во времена Всеволода достигает наивысшего расцвета. Главным помощником и вдохновителем в этом являлся ближайший соратник великого князя — епископ Иоанн, выходец из Суздаля. Во Владимире расширяется Успенский собор, строится прекрасный белокаменный Дмитриевский собор на княжеском дворе, Успенская церковь в Княгинином монастыре. Растут свои мастера-строители из феодально-зависимого населения. Для ремонта Суздальского собора Всеволод уже не ищет мастеров «от немец», его отделывают свои строители (мастера княжеские и епископские).

Суздаль продолжает расти стихийно. Значительно расширяется выросший ещё при Юрии торговый посад с восточной стороны, между кремлёвским валом и речкой Гремячкой. При впадении Гремячки в Каменку на месте низвергнутого языческого идола Яруна строится Козмодамианский монастырь. Но большой Ярославской дороге за посадом в 1207 году основывается Ризоположенский девичий монастырь. С юго-восточной стороны кремля, при впадении реки Мжары в Каменку, на широком плато раскинулась Михайлова слобода, принадлежавшая брату Всеволода Михалке. В западной стороне, на горе, за рекой Каменкой, на Владимирской дороге находился древний Дмитриевский монастырь.

Расположенные по возвышенным берегам заречной стороны старые родовые поселения превращаются в пригородные слободки, принадлежавшие духовной знати Суздаля. Однако, несмотря на территориальное расширение, в политическом отношении Суздаль продолжает оставаться второстепенным городом.

После смерти Всеволода III огромная Владимиро-Суздальская держава распадается на отдельные княжества. Ростов отходит старшему сыну Всеволода — Константину, Владимир и Суздаль достаются второму сыну — Юрию, Переяславль — Ярославу и Юрьев — Святославу.

Старые северные города — Ростов, Ярославль, Кострома и Белоозеро, как видно, уже теряют былое экономическое значение. Торговые пути в это время шли через Суздаль по Нерли и Клязьме, намного укорачивая старый волжский путь. Не случайно построенные Андреем крепость в Боголюбове и Покровский монастырь на устье Нерли стали важными пунктами, контролирующими торговый путь по Нерли, ведущий в глубину Суздальского Ополья. Этот путь выходил на Волгу у с. Кснятина.

Это ограничение вызвало недовольство у ростовского князя Константина. Будачи старшим сыном Всеволода III, он посчитал себя обделённым и стал искать великокняжеский стол. Борьба за Владимир окончилась победой Константина на Липецком поле в 1217 году, после чего Юрий должен был удалиться в Городец на Волге. Но вскоре, прощённый братом, он получает во владение Суздаль. Два года Юрий II Всеволодович был удельным князем Суздальским, а после смерти Константина в 1219 году вновь занял великокняжеский стол во Владимире, оставив за собой и Суздаль.

В период правления Юрия в Суздале был построен новый белокаменный собор, получивший название — Рождественский. Старое здание Мономахова собора к этому времени обветшало, и, как сообщает летописец, «своды его впали бе». Рождественский собор периода Юрия был прекрасен. Его белокаменные порталы покрывались тонким ажуром резного растительного узора с вплетением фигур животных. Богато украшенный резьбой аркатурный пояс охватывал фасады здания посередине, верх здания завершало трехглавие. Свидетель и участник строительства нового Суздальского собора епископ Симон называет его красотой Суздаля и не без гордости заявляет: «Я же сам создах».

Суздаль в период татаро-монгольского ига

1237-1238 гг. над Русью разразилась страшная гроза — нашествие татаро-монголов. Татары под предводительством хана Батыя, разбив владимирскую дружину под Москвой и пленив сына великого князя Владимирского — Владимира Георгиевича, 7 февраля осадили Владимир, одновременно направив большой отряд к Суздалю.

Татары шли на Суздаль рекой Нерлью, учредив свой временный стан в нынешнем селе Батыево, где согласно легенде были похоронены под высоким земляным курганом убитые в боях под Владимиром татарские воины. Этот курган и до настоящего времени сохранился.

Первые отряды татар, во главе с ханом, внезапно появились на Яруновой горе, в непосредственной близости от кремля, то есть заблаговременно миновав реку Каменку, напротив Никольских пешеходных ворот. Речка Гремячка в то время плохо защищала город даже в летнее время, а это был февраль.

Суздаль был сожжён и разграблен. Часть населения разбежалась. Не успевших скрыться пленили, а часть перебили. «Взяша Суздаль, — повествует летописец, — и святую Богородицу разграбиша; и двор княжь пожгоша, манстырь святого Димитрия пожгоша, а прочия разграбиша; а черньцы и черницы старыя и попы, а слепыя и хромыя и глухия и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернець уных (т.е. юных) и черниц, и попов и попадий и диаконы и жены их, и дочери и сыны их, то все ведоша в станы свое».

В описании нашествия татар упоминаются монастыри в Суздале: Ризположенский и Введенский (где ныне Знаменская церковь), на берегу речки Мжары.

В это время основная Владимиро-Суздальская дружина с великим князем Георгием находилась на реке Сити, где князь решил дать бой татарским захватчикам. Татары настигли войско Георгия и разгромили его. На поле брани пал сам великий князь Владимирский Георгий и его полководцы. Ожидаемые войска брата Ярослава, князя Переславского, не подошли. Ярослав изменил Георгию, за что и получил от Батыя великое княжение Владимирское. Надо полагать, что Ярослав выполнил какой-то тайный договор с татарами о ненападении.

Свидетельством таких тайных договорных отношений владимирских князей с Золотой ордой являются и сохранившиеся памятники культуры того времени: во Владимире Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор; Златые Врата в Суздальском соборое и другие памятники домонгольской поры. Как видно, татары пощадили эти города, в то время как другие города, например, Рязань, были полностью сметены с лица земли.

Удельный период

В 1257 году татары переписали все население Суздальщины и обложили его данью. Для сбора дани были учреждены специальные пункты, получившие в народе название «баскаки» — от названия сборщиков «баскак». Непосильное бремя и тяготы татарской неволи и грабежи вызывали недовольство и приводили к восстаниям. В 1262 году вспыхнуло большое восстание, охватившее Ростов, Суздаль, Ярославль и Владимир. Восставшие избили ордынских сборщиков и выгнали их из своих городов. Княживший в это время Александр Невский был вынужден ехать в Золотую орду «отмаливать люд от беды».

Суздаль неоднократно подвергался опустошениям татарскими полчищами. Так, в 1281 году в период борьбы Андрея Городецкого с Дмитрием Александровичем Переяславским за великое княжение Владимирское Андрей пришел с татарской ратью и, заключив союз с ярославским и ростовским князьями, подверг разорению Суздаль. В 1293 году через Суздаль прошла рать Дюденя, разорив попутно с ним Владимир и Юрьев.

С возвышением и усилением московского княжества суздальские князья теряют свою независимость.

Великое княжение Владимирское, переходящее из рук в руки, в 1362 году было передано московскому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). Занимавший до этого великое княжение князь Дмитрий Константинович Суздальский был изгнан из Владимира и Суздаля. Но состоявшаяся в 1366 году женитьба Дмитрия Донского на его дочери — Евдокии помирила князей. Дмитрий Суздальский при помощи Дмитрия Донского занимает Нижний Новгород, прогоняет оттуда брата Бориса в Городец и отдает Суздаль сыну — Василию Кирдяпе. Эта внутренняя борьба между князьями ослабляла в значительной мере силы княжества и подготовляла подчинение его Москве.

В период правления Дмитрия Константиновича художественная культура в Суздале была на большой высоте. Высокого мастерства достигает ювелирное искусство. Сохранившийся «ковчег», сделанный, как видно из надписи, «по заказу Суздальского архиепископа Дионисия в Суздале при князе Дмитрие Константиновиче», украшенный чернью со сканью и эмалью сложными композициями, расположенными в 16 круглых и 4 полуциркульных клеймах, является памятником высокохудожественной работы. Суздальский монах Лаврентий в 1377 году заканчивает свою знаменитую летопись «Повесть временных лет». В этот же период в Суздальском монастыре строится каменное здание Спасского собора.

Суздальцы не хотели склонить свою голову перед Москвой. Борьба за самостоятельность продолжалась в течение всей первой половины XV столетия. Последняя попытка восстановления не только политической власти суздальских князей, но и старой территории княжества относится к 1445 году.

Весной этого года казанский хан Улу-Мухамед осадил Нижний Новгород, послав своих сыновей к Суздалю. Русская рать во главе с великим князем московским Василием, оборонявшая город, была окружена и разбита, а князь Василий попал в плен. Татары разграбили и выжгли окружающие Суздаль села, а также часть самого города, в том числе погорел Рождественский собор.

Пленение великого князя привело к захвату власти в Москве князем Галицким — Дмитрием Шемякой. Воспользовавшись этим, суздальские князья Василий и Федор Юрьевичи заключили договор с Шемякой на восстановление былой самостоятельности Суздальского княжества и его старых границ. Но эта попытка суздальских князей восстановить старые права успеха не имела. Потерпевший поражение Шемяка в 1450 году был отравлен московскими боярами поваром Поганкой и умер в Новгороде. Суздальские князья вынуждены были смириться.

С окончательным подчинением Москве суздальские князья как бы растаяли в многочисленных кругах московского боярства, раздробившись на несколько мелких родов. Суздаль оказывается в стороне от той бурной политической и хозяйственно-экономической жизни страны, которую возглавила Москва.

В конце XV и начале XVI века Суздаль уже находится в числе «замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются в место ссылки представителей княжеских и боярских родов, вставших в оппозицию политике централизации Москвы. Одним из главных мест заточения становится суздальский Покровский женский монастырь. Ссылки женщин, замешанных в политических делах своих мужей или принимавших активное участие в «делах московских», не прекращались в течение всего XVI века. В связи с этим начинает расти хозяйственно-экономическая база Покровского монастыря, пополняемая за счет вкладов земельных владений или за счет ссыльных и их завещений. Драгоценные вклады из золотых и серебряных вещей, ювелирные изделия, расшитые шелками, жемчугами и камнями ткани, пелены и покровы наполняют монастырскую сокровищницу.

Вновь начинается каменное строительство. Покровский монастырь один из первых заменяет свои деревянные церковные и монастырские здания каменными. Его примеру следует Спасо-Евфимиевский монастырь. В 1528 году надстраивается здание древнего городского Рождественского собора, строится собор Ризположенского монастыря. Появились свои иконописцы, чеканщики, серебряники и т.д. Правящий суздальский епархией архиерей получает звание архиепископа.

Иван IV Грозный часто навещает Суздаль, особенно его Покровский монастырь и архиерейский дом, в котором к его приезду суздальский епископ Афанасий (князь Палецкий) в 1559 году сооружает церковь Благовещения с каменной трапезной палатой.

О фамилиях влиятельных суздальцев говорит указ Ивана IV о выборе тысячников. Как известно, в 1550 году Иван Грозный решил провести реформу, целью которой являлось увеличение кадров ответственных (доверенных царю) исполнителей заданий центрального правительства. С этой целью был издан указ о выборе 1000 человек из числа родовитой аристократической знати и об «испомещении их под Московой для государевой службы и разных посылок». Так цвет аристократии был сдвинут со своих старых насиженных мест и переведен под Москву и в другие места. Княжеские семьи переселялись целыми гнездами, оставляя свои родовые имения.

Эта реформа во многом задела и Суздаль. Князья и дворяне были вынуждены оставлять насиженные места и искать испомещения около Москвы или в других уездах вблизи столицы. Из Суздаля были выселены владетельные старые рода аристократов: Краснослеповы, владевшие в Суздале вотчиной в 72 четверти пашни, Тетерин Иов Васильевич с племянниками; дети сына Пуха — Пуховы; старинный род Товарищевых-Есиповых, предки которых в 1524 году были выселены из Новгорода в Суздаль (род Товарищевых-Суздальских был казнен в 1568 году, в период опричнины). Служивший дворцовым по Суздалю Андрей Иванович Замятнин-Бестужев также получил поместье под Москвой.

Представители старых влиятельных родов, вышедшие из ветви великих князей Суздальских, постепенно превращались в придворных бояр Московского престола. В 1565 году Суздаль, в числе некоторых городов, лежащих в центре плодородной опольной земли, был взят в учрежденную Иваном IV опричнину. Границей стал овраг около села Борисовского, а сторона к Клязьме и город Владимир отошли к «земщине». Из Суздальских князей в «опричнине» служил только В. Барбошин. Шуйские, хотя и не служили, но пользовались расположением царя.

Весной 1571 года под Москвой неожиданно появился хан Девлет-Гирей с полчищами ногайцев и кабардинцев, родственников приближенного к Ивану IV князя Михаила Черкасского, главнокомандующего опричными войсками против Девлета. Полчища хана, не встречая сопротивления со стороны русских войск, прошли в Москву и сожгли ее совершенно беззащитную. Иван Грозный в страхе бежал в Новгород.

На следующий год хан Девлет предпринял новый поход на Москву. Грозный, разочарованный в твердости «опричных» войск, поручил выступить против Девлета земскому ополчению. В числе земских войск преобладающее большинство составляли суздальцы.

6 августа 1572 года Михаил Иванович Воротынский послал в Новгород царю радостную весть о поражении Девлет-Гирея, доставить которую поручил князю Даниилу Андреевичу Ногтеву-Суздальскому. В записи «Разрядной книги о береговой службе» об отражении нашествия крымских татар в 1572 году записано: «И Божию милостью крымского царя Девлет-Гирея и ширинских князей побили и Дивея Мурзу взяли. И боярин князь Михайло Иванович Воротынский с товарищами послали государю сеунчем (татарское слово — радостная весть о победе), князь Данила Ондреевича Нохтева Суздальского… Да на том же бою взял суздалец сын боярский Темир Алалыкин крымскво большово Мурзу Дивея…»

Провал опричных войск под командованием Черкасского и блестящая победа земских подорвали веру Ивана Грозного в «опричнину» и он решил ее распустить. Заподозренный в измене Михаил Черкасский был казнен.

Суздаль в XVII веке

К концу XVI века уже создалась в основном планировка будущего Суздаля. В это время собственно городом назывался только кремль. Торговая часть города располагалась с восточной стороны кремля и носила название посада. Посад еще в XII веке был обнесен земляным острожным валом с бревенчатым тыном и назывался Острогом. За ним располагались загородные слободы, стороны и монастыри.

В центре кремля на площади, среди низеньких деревянных строений, возвышались каменные здания собора и архиерейских палат. Пять кремлевских деревянных церквей окружали старую вечевую площадь перед собором, на которой стояла «съезжая изба». Около вала размещались осадные дворы крупных землевладельцев — монастырей, бояр и князей Шуйских, Пожарских и других. Здесь же находилось 105 деревянных «жилецких» избушек с огородами, тюрьма, обнесенная тыном из заостренных бревен, и пороховой погреб.

По земляному валу шла рубленая деревянная стена с 15 башнями, двумя проезжими и двумя пешеходными воротами. Проезжие ворота Ильинские, увенчанные двуглавным орлом, выводили из кремля на посад — Острог. Дмитриевские ворота были завершены изображением всадника на коне, через них проходила дорога на Владимир, через села Ивановское и Черниж. В воротах были спускные железные решетки и подъемные мосты. Пешеходные ворота Никольские (ныне к большому мосту) и Водяные на углу вала против Ильинской горы) вели к реке Каменке. В заливных поймах реки раскинулись обширные луга — луг Андреев (ныне Ильинский), луг Ворок, луг Болтоусов (за городской баней) — владения суздальского архиерея.

На заречной стороне перед кремлем располагались слободы и стороны: Дмитриевская, Борисоглебская, Иванова, Андреева, принадлежавшие также архиерею, и городская Пушкарская слобода. В них жили архиерейские дворовые, дети боярские и бобыли, работающие на своего правителя.

В низкой пойме, между Андреевским монастырем и Богоявленской церковью, по обеим сторонам, на излучине реки находилась Кожевенная слобода посадских людей. В каждой слободе было по две церкви. За Кожевенной слободой, вверх по реке, на левом берегу, на горе и внизу разместилось пять монастырей: Покровский, Спасский, Александровский, Троицкий и Ризположенский, на правой стороне Андреевский. Каждый монастырь имел свои слободы, в которых жили монастырские мастеровые, ремесленные и торговые люди.

В центре, между кремлем и монастырями, на широком плато стоял посад, в середине которого располагалась главная торговая площадь (где и теперь), окруженная кривыми улицами и переулками с деревянными строениями, и огородами посадских людей, ремесленников, бобылей и нищих. Среди этих строений высилось 11 деревянных церквей.

На торговой площади находились таможня и «губная изба», амбары солодовые и торговый, «гостинный двор государев с рядами»: общим, мясным, рыбным, соляным и дегтярным и в них «290 лавок с полулавкою, да прилавок». Здесь торговали луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, калачами, пирогами, киселем, рукавицами, горшками, хлебом, сапогами, скобами, хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, пушниной, кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом и другими мелкими товарами.

Посад был окружен земляным острожным валом с проезжими воротами — Красногорскими (по улице Красная Горка), Михайловскими, Васильевскими, Цареконстантиновскими, Ризположенскими, Богоявленскими, Ильинскими, Варварскими.

Главная улица шла из кремля берегом реки Каменки к Ризположенскому монастырю (от нее осталась теперь только часть — Старая улица). При выезде из Ризположенских острожных ворот дорога шла прямо на Ростов и Ярославль, мимо Спасского монастыря. Поворот налево вниз от ворот (ныне по улице Крупской) вел на Москву и носил название «Стромынка». Через реку Каменку был брод, называвшийся Вознесенским (где ныне Покровский мост).

За посадом находились монастыри и слободы с множеством церквей, некоторые из них к концу XVII века стали уже каменными.

События, происшедшие на Руси в начале XVII века, оставили след на облике города. В 1607 году Лжедимитрий II доходит до Москвы и разбивает лагерь в местечке Тушино. Сильные укрепления московского Кремля не позволили ему взять город приступом. Началась осада.

А тем временем отряды польско-литовских войск, наемники Лжедмитрия, грабили подмосковные города. В 1608 году отряды под водительством пана Лисовского осадили Суздаль и после непродолжительного сопротивления взяли его, разграбили и сожгли. 14 октября 1608 года на площади перед собором суздальцы силой оружия принуждены были присягнуть самозванцу. Через девять дней Лжедмитрий прислал суздальцам свою похвальную грамоту, в которой обещал разные милости и льготы, однако польские солдаты продолжали чинили в Суздале и его уезде грабежи и насилия. Разграбив до конца город, оставили его весной 1610 года.

Суздальцам вскоре вновь пришлось пережить разгром. С 20 июля по 6 декабря 1611 года Суздаль был осажден литовскими войсками. Многие жители успели скрыться, а оставшиеся были разграблены и разорены или побиты. Следы этих страшных разрушений долго не мог залечить Суздаль. В описи города, проведенной по приказу стольника и воеводы князя Д.М. Пожарского в 1617 году (опись не коснулась кремля), в остроге и за острогом записано: «жилецких и посадских 78 дворов, людей в них тоже, 19 дворов люди ходят по миру, 60 мест дворовых пустых, люди коих также скитаются по миру или разбрелись по городам и селам безвестно, 251 место дворовых пустых, люди побиты от литовцев и померли». Таковы были результаты польско-литовской интервенции для Суздаля.

В 1644 году Суздаль был отдан в качестве приданого датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому, сватавшемуся к царевне Ирине, дочке царя Михаила Федоровича. В этом же году был большой пожар, уничтоживший весь посад. А через два года (1646 г.) в своей челобитной посадские люди писали в Москву: «Город Суздаль без призору разорился без остатку от патриаршьих и архиепископских слобод, и от князей и от бояр, и от архимандритов, и от иных разных монастырей, и от протопопов и мирских церквей, от священников».

Бедствия Суздаля на этом не кончились. В 1654 году в городе вспыхнула эпидемия «морового поветрия», истребившего 1177 человек, оставив в живых 1390. Это было последнее крупное бедствие Суздаля в XVII веке, в память о котором на перекрестке дорог, в центре посада, соорудили большую каменную часовню «во имя креста».

Несколько оправившись от несчастий, Суздаль со второй половины XVII столетия начинает отстраиваться вновь. Но каменное строительство развертывается еще слабо. Оно было под силу только монастырям, и то не всем. Так, Спасский и Покровский монастыри, обладавшие к этому времени уже достаточными материальными средствами, строят новые каменные церковные здания. Экономически слабый Васильевский монастырь, начавший строить каменный собор в 1662 году, сумел с большим трудом закончить его только в 1669 году. Зато процветает деревянное зодчество. К 1677 году отстраивается новая деревянная крепостная стена кремля с башнями и воротами.

Конец XVII века явился началом экономического подъема города. Суздальские монастыри, обогатившиеся за счет вкладов и пожертвований, становятся крупнейшими землевладельцами, строящими свое хозяйственное и экономическое благосостояние на труде зависимого вотчинного крестьянства. Так, по переписным книгам 1678 года, три суздальских крепостника — архиерейский дом, Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри имели в своих вотчинах 22761 душу мужского пола в 5192 дворах, получая доходов 7641 рубль 74 коп., 5324 четверти хлеба и 26405 пудов сена. Их земельные владения, не считая городских слобод, выходили далеко за пределы огромного Суздальского уезда.

Посадские люди, добившиеся закрепления за ними земель, расширяют свою торговлю. Суздальских посадских людей — купцов можно было встретить не только на Волге и Оке, но и на новых, довольно отдаленных рынках. Так, потомок посадского человека Петрушки Семенова, сына Кутышкина, имевшего в начале XVII века лавку на архиерейской земле, выступает уже как купец Култышкин — участник экспедиции Шелехова 1783—1788 гг. на Аляску.

Рост экономической мощи монастырей приводит к огромному размаху церковной строительной деятельности. Растут квалифицированные кадры своих городских каменщиков. Суздальские посадские люди Мамин, Грязнов и Шмаков стали выдающимися зодчими. Не случайно, правящий в то время огромной Суздальской епархией митрополит Илларион за время своего правления — 26 лет — сумел построить около 70 каменных церковных зданий.

Суздаль в XVIII-XIX веках

Восемнадцатый век в истории Суздаля начинается новыми страницами. Реформы Петра I, направленные на ограничение хозяйственно-экономической деятельности монастырей и церквей, вызвали недовольство в церковной среде.

В 1698 году в Покровский монастырь под именем монахини Елены была выслана царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Оскорбленная новым положением, она привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократичестких кругов. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который ставил своей задачей низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. В 1718 году эта группа, тесно связанная с царевичем Алексеем, была арестована по указу царя. Начавшееся следственное дело в Преображенском приказе перекинулось в Суздаль.

В июле 1719 года вспыхнул большой пожар. Он начался с кремля, перекинулся на посад и уничтожил все деревянные строения, жилые дома, церкви и городские укрепления. Пламя проникло внутрь каменных палат и соборного здания. Суздальский историк, ключарь собора Ананий Федоров сообщает, что все архивные документы, даже хранившиеся в каменной палате с толстыми стенами, сгорели без остатка. Надо полагать, что пожары в Суздале, как и во Владимире, явились следствием и концом «Суздальского розыскного дела», связанного с Евдокией Лопухиной, т.к. 150 владимирцев было привлечено по «Суздальскому розыску».

В это время Суздаль утопал во тьме невежества. Только в 1714 году здесь была учреждена первая школа цифири, в которую из Москвы был назначен учитель, а в 1723 году в силу «Духовного регламента» Петра I была основана духовная семинария, влачившая на первых порах жалкое существование. Семинария не имела определенного места, а поэтому в ней несколько раз прекращались учебные занятия. В этой семинарии учился сын суздальского протопопа Ивана Стефанова — Дмитрий Иванович Виноградов, друг М.В. Ломоносова, химик, изобретатель русского фарфора.

В числе первых реформ в 1708 году правительство Петра I учредило новый административный порядок, согласно которому Россия была разделена на 8 губерний. Суздаль назначался уездным городом Московской губернии, а на следующий год — при разделении Московской губернии на девять провинций — он стал центром отдельной провинции — Суздальской. Во главе ее стоял бургомистр.

В 1711 году провинциальный город Суздаль имел посадских и нищенских дворов 452, кузнецких — 45, пустых дворов — 31, купцов гостиной сотни — 5, подьячих — 16 и двор архитекторского ученика Куприянова — 1, заплечных дел мастеров — 2, приставников — 2, а всего 540 дворов.

Архитектура суздальского посада в XVIII веке

Восемнадцатый век в истории архитектуры Суздаля явился самым цветущим, несмотря на то, что первые годы этого столетия для России были тяжелыми вообще и для церковно-строительной деятельности в частности.

Северная война, начатая Петром I, тяжелым бременем легла на плечи народа. Военные походы, организация флота, строительство новой столицы Петербурга требовали огромной армии людей и больших денежных средств. В 1717 году указом царя каменное строительство в монастырях было запрещено. Кирпичники, каменщики и другие строительные рабочие мобилизовывались на постройку домов в Петербурге, плотники работали на верфи в Воронеже, кузнецы в Москве ковали оружие и т. д. Суздальские монастыри жаловались на уход рабочей силы, всячески саботировали строительство Петербурга, стараясь скрыть профессии своих крестьян.

Разросшийся к этому времени торговый посад и его жители — посадские люди богатели на торговых делах. В то же время они являлись потомственными мастеровыми, а поэтому инициатива строительной деятельности, развернувшейся в Суздале в XVIII веке, принадлежит, безусловно, им. Не случайно поэтому все памятники, относящиеся к XVIII веку, в Суздале сосредоточены на торговом посаде и слободах и построены по заказу посадских торговых людей. В монастырях же памятников XVIII века не находим.

Бурную строительную деятельность, охватившую Суздаль во второй половине XVII века, посадские люди сумели продолжить в XVIII веке. Так, в XVIII веке было построено 28 церквей приходских, создавших исключительный ансамбль центра города. Приходится удивляться тому, что, несмотря на тяжелые первые годы XVIII века, суздальцы сумели построить в то время три каменных здания: церковь Смоленская на Скучиловой слободе, церковь царя Константина и Входоиерусалимская церковь.

Суздаль купеческий

Купечество Суздаля в середине XVIII века составляло 1640 человек. Из них немалая часть была «богатством, средствами даже убога», а многие занимались больше огородами. В своих торговых делах они встречали сильную конкуренцию помещичьих и дворовых крестьян и самих помещиков. Обострялись отношения и в монастырских вотчинах. Крестьяне, задавленные поборами и бесчинствами дьяков и старост, протестуют против действий монастырской администрации. Так, в 1730 году из вотчины Спасо-Евфимиева монастыря монастырские сборщики были изгнаны. В 1761 году крестьяне восстали в с. Федоровском.

Социальные противоречия в значительной степени обострились после реформы 1764 года, когда Екатерина II отобрала у монастырей часть землевладений с крестьянами и передала их в Коллегию экономии, откуда они щедрой рукой раздавались дворянству. Усилившаяся эксплуатация привела к бегству крестьян в Симбирский и Пензенский уезды, на Яик, в лагерь Емельяна Пугачева. В 1770 году из вотчин суздальских монастырей сбежало более 2000 человек.

К этому времени относится организация специальной государственной тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, «обновить» которую выпало на долю пойманным вотчинным крестьянам, принимавшим участие в восстании Емельяна Пугачева.

К концу XVIII века сложился архитектурный ансамбль Суздаля. Старые деревянные церковные здания заменяются каменными. Появляются каменные купеческие дома. Они белеными фасадами выделяются среди серых деревянных домов простых горожан.

В 1788 году правительством Екатерины утверждается новый план города, расчерченный строгими прямоугольными кварталами и прямыми улицами. Понятие «город» значительно расширяется. В него уже входит не только основное ядро, кремль Суздаля и его посад , но и монастыри с их старыми ремесленными слободами, получившими название предместий.

Торговля велась в деревянном Гостинном дворе, в котором размещалось 138 лавок. При домах мелких торговцев было еще 26 лавочек.

Из промышленных предприятий в городе имелись небольшие заводы: 17 кожевенных, 3 кирпичных, 7 солодовенных и одна шелковая фабрика. Под древним земляным валом и при въездах в город при дорогах располагалось 14 кузниц, а на перекрестках городских улиц, занимая видные места, стояло 12 питейных домов — кабаков. Среди этих низеньких деревянных построек высились 34 приходские церкви и 4 монастыря — Спасо-Евфимиевский, Покровский, Ризположенский и Васильевский.

Главная улица, ведущая из кремля на торговую площадь, была покрыта деревянным настилом — мостовой. Сама торговая площадь с огромными деревянными рядами во избежание грязи была поднята на высокие ряжи с деревянным бревенчатым настилом. Множество кривых улиц, переулков и тупиков, непролазных в осеннее и дождливое время, причудливой сетью покрывали старый посад. Они сходились в местах бывших ворот Острожного вала и вновь расползались в разные стороны к монастырям и предместьям.

Названия улиц обычно происходили от фамилий или прозваний богатых, зажиточных людей, проживающих на улице, или от названия церкви, к которой или мимо которой шла улица. Так, от фамилий купцов получили свое название переулки: Лужнов, Лыков, Мыльников, Изюмов, Пухов, Козловитин, Орехов и др., от церквей улицы: Никольская (ул. Фрунзе), Варварская (ул. Крупской), переулки: Цареконстантиновский, Воскресенский и другие, уже не существующие.

Осуществлять екатерининский план переустройства города суздальцы начали с прокладки большой улицы — от Владимирской до Ярославской заставы. Вновь строящиеся дома на стороне Пинаиха (ул. Ленина до моста) ставились в одну линию до реки Каменки, через которую был построен мост, выводивший на посад. Здесь, ликвидировав путаную сеть улиц и тупиков, большую улицу продолжили до Воскресенской церкви. Затем, несколько повернув к северо-западу, прорезав на своем пути кладбище, острожный вал и овраг Нетеку, через который был устроен деревянный мост, она соединилась около Ризположенского монастыря с Ярославской дорогой. Так образовалась теперешняя улица Ленина. На обоих концах этой улицы были поставлены каменные обелиски — заставы.

Другой улицей, проложенной по плану 1788 года, является Васильевская. В начале ее от Воскресенской церкви был ликвидирован огромный путаный лабиринт мелких улиц и переулков, покрывавших в этом месте посад. Новая улица, прямая и широкая, ориентировалась на восток, к Васильевскому монастырю. При выходе из посада она прорезала старый острожный земляной вал и овраг Гремячку, что привело к образованию прудов в северной части оврага. Таким образом, старый Нижегородской тракт был «благоустроен».

В 1796 году была учреждена Владимирская губерния, а Суздаль «определен» в уездный город. Утверждается древний герб города, изображающий белого сокола на синем фоне. Правящая церковными делами епархия была переведена во Владимир. Последний суздальский архиерей епископ Виктор в 1799 году покинул город.

Огромное здание архиерейских палат было передано для размещения в нем духовной семинарии с учреждением «бурсы», т. е. общежития для «казеннокоштных учеников». Многие помещения, которые не могли быть заняты под семинарию, захватили различные учреждения. Северная часть здания, в которой помещался роскошный вестибюль архиерейского дома, была обращена в квартиры соборного духовенства. Хозяйственные склады и кладовые архиерейского дома переданы в аренду суздальскому купечеству и использовались под склады. Все эти приспособления исказили до неузнаваемости архитектурный облик роскошных палат суздальских иерархов.

В этой семинарии учились такие известные люди как Д. И. Виноградов — русский химик, изобретатель русского фарфора, М. М. Сперанский — крупный политический деятель
начала XIXвека. Суздальцы могут гордиться и тем, что одним из первых в мире людей, побывавших в Антарктике, при ее открытии в 1819-20 гг. в экспедиции капитана Беллинсгаузена и владимирца лейтенанта Лазарева, на шлюпах «Мирный» и «Восток», был и матрос 1-й статьи Егор Киселев, выходец из Суздаля.

Став уездным городом, Суздаль начинает обогащаться новыми каменными сооружениями. Так, в 1806 году вместо старых деревянных торговых рядов, по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского, началось строительство нового, каменного Гостиного двора, окруженного роскошной галереей, на парных классических колоннах. В центре фасадной части устраиваются высокие портальные ворота, завершенные шпилем, увенчанным позолоченным соколом, гербом древнего великокняжеского города Суздаля. Строительство нового Гостиного двора было закончено в 1811 году. Это первое в городе здание в стиле «ампир», поставленное посередине главной городской, уже мощенной булыжным камнем площади.

Отечественная война 1812 года всколыхнула тихую и мирную жизнь Суздаля. Наборы в ополчение, пожертвования на армию, упадок торговли и т. п. — все это тяжело отразилось на жизни города.

Война, непосредственная близость и общение с ее участниками усиливали патриотизм суздальцев. Существует предание, что движимые патриотическими чувствами суздальцы дали обещание в честь победы над Наполеоном соорудить в центре города величественный памятник победы.

В 1813 году под руководством крестьянина каменщика Кузьмина суздальцы приступили к исполнению своего обещания — закладке огромной колокольни при Ризположенском монастыре, расположенном в центре нового города. Строительство колокольни было закончено в 1819 году. Ризположенская, или, как ее называют в Суздале «Преподобенская», колокольня — своеобразный памятник архитектуры. Она выполнена в классическом стиле — четырехярусная, с колоннами. Уменьшающиеся кверху ярусы усиливают перспективу и подчеркивают стремление колокольни ввысь. Высота колокольни — около 65 метров, а со шпилем — 72 метра.

Примерно к этому же времени относится сооружение зданий для общественных торговых весов на площади, так называемой таможни ломбарда (в настоящее время кафе-погребок). Позднее западную часть его надстроили и приспособили под городское училище (ныне школа №1).

В 1834 году строится здание «Присутственных мест», в котором особое отделение предназначалось для полицейского управления с тюремными казематами (в настоящее время его занимаетотделениегосударственного банка).

Разбогатевшее купечество тоже вносит вклад в строительство города. Купец Блохин на свои средства сооружает здание богадельни, получившее название Блохинской (ныне в нем помещается профтехучилище). Купцы Жинкины, Жилины, Назаровы, Грязновы, Фирсовы и другие застраивают новую Большую Ярославскую улицу каменными домами, разнохарактерными по архитектуре.

Суздальская городская управа в середине XIX века построила на Большой улице здания Вихревского женского приюта (ныне детский дом № 3), Шишкинского приюта для сирот-мальчиков и школы (ныне ветеринарная лечебница), а также здание Суздальской уездной земской управы (ныне амбулатория).

Городская управа помещалась в каменном двухэтажном доме в кремле. Рядом с ней располагался деревянный пожарный двор с сараем для инвентаря. Ныне существующее здание с каланчой построено в 1890 году. Для народных гуляний был открыт городской сад, на месте которого ранее находились соляные амбары. Так постепенно Суздаль приобретает черты дошедшего до нас города.

Жители Суздаля занимались огородничеством и садоводством. По преданию, еще в XI веке Владимир Мономах привез с юга на суздальский чернозем вишни, и с тех пор здесь появился свой местный сорт вишни. Владимирская и Суздальская вишни действительно славились по всей округе. Изобильные урожаи ее приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликерные заводы Москвы; суздальский хрен, ароматный, душистый и крепкий, доставлялся в Петербург, для царского стола и вывозился за границу.

Суздальцы сумели вывести и свои местные сорта яблок — семеновка, зеленовка, суздальский анис, антоновка, боровинка, белый налив. Фамилии таких садоводов, как Кувшинниковы, Пуховы, Светильниковы, Ждановы, и другие были известны далеко за пределами Владимирской губернии.

Суздальцы занимались и художественно-ремесленным производством. Высокого мастерства в чеканке серебра достигли кустари Шерстневы, Жилины, Ананьины, Шершенины, Хохряковы. Работы чеканщика М. П. Шерстнева демонстрировались на Парижской выставке. Иконописцы Егоровы, Хлебниковы, Обменины, резчики по дереву Лукичевы, Курбатовы выполняли самые сложные ажурные работы в любом стиле. Все они выполняли заказы церкви. Благодаря их высокому мастерству, внутреннее убранство суздальских церквей, особенно роспись и резные иконостасы, превосходило убранство столичных храмов.

Процветало и златошвейное искусство и специальное тканье узорчатых холстов и скатертей. Суздальская строчка до сих пор характеризуется тончайшей высокохудожественной работой. Все эти виды искусств существуют и до сих пор в селах бывшего Суздальского уезда — Палехе, Мстере и Холуе. Художники сохраняют свою ювелирную технику и формы выражения, заменив старое содержание новой, современной тематикой.

Суздаль в конце XIX — начале XX века

В XIX веке Суздаль растет как торговый центр. Ежегодно 23 сентября в городе устраивалась Ефросиниевская ярмарка, в которой принимали участие приезжавшие со всех концов России купцы. В это время Суздаль был передаточным торговым пунктом для товаров, шедших с юга к Архангельску и Петербургу. Из южных губерний в Суздаль шли обозы на волах. Чумаки везли и соль, и пшено, а на юг увозили суздальскую мануфактуру и кожи (юфть). В южных городах, таких, как Харьков, существовали улицы и подворья, называемые «суздальскими». Суздальские мануфактурные фабрики и кожевенные заводы были хорошо известны не только в России, но и в иностранных портах.

Вступившая в действие Московско-Нижегородская железная дорога резко изменила положение города как торгово-промышленного центра. Не стало надобности в чумацких обозах и передаточных пунктах. Это обстоятельство привело к быстрому снижению значения Суздаля. Промышленность его, удаленная от нового торгового пути, начала замирать. К началу XX века в Суздале остаются только два кожевенных полукустарных завода и один колокололитейный, да несколько «раздаточных контор» от ореховских и ивановских фабрик для раздачи початков на дом для разматывания.

С упадком промышленности и торговли уменьшается и население Суздаля. Если в 1870 году в городе насчитывалось 7047 жителей, то к 1914 году их осталось 5355 человек. Суздаль из города превращается в большое село, снабжающее близлежащие города — Иваново-Вознесенск, Кохму, Орехово-Зуево и другие — сельскохозяйственными продуктами.

Суздаль в советское время

После революционных событий и гражданской войны город постепенно приобретает культурный и благоустроенный вид: появился водопровод, современные жилые дома, растет число школ и медучреждений. В 1922 году Суздальским уездным исполнительным комитетом учреждается краеведческий музей. В 1931 открывается техникум механизации сельского хозяйства и суздальское профтехучилище. В 1956 автобусное движение связывает Суздаль с ближайшими городами.

В 1945 году решением правительства в целях сохранения памятников архитектуры во Владимирской области организована специальная научно-реставрационная мастерская. Она занималась исследованием и составлением проектов памятников древнерусской архитектуры. В 1949 году мастерская приобрела функции производственного характера. Был организован самостоятельный реставрационный участок в Суздале.

В 1967 году был принят генеральный план развития Суздаля, согласно которому он стал городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. На окраине города, в Коровниках был построен главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

Источники:
Варганов А.Д., «Суздаль», 1957 год
Википедия