страны арктики

Рубрики

Чукотка в военные и послевоенные годы

После нападения Германии на Советский Союз началось форсирование работ по началу добычи олова на Чукотке. В конце 1941 г. на руднике Валькумей были добыты первые тонны оборонного металла. Рудники располагались в районе Певека, а затем и Иульина. В качестве рабочих на рудниках в основном использовались заключенные. С этого времени основой хозяйства Чукотского национального округа стала горнодобывающая промышленность.

В годы войны геологи обнаружили на Чукотке промышленные запасы золота, залежи олова, некоторых других металлов. Началась промышленная эксплуатация угольных месторождений. Продолжалась коллективизация оленеводческих хозяйств. Для крупных оленеводов был введен дополнительный военный налог — на 70% выше, чем для колхозников. В результате в единоличном секторе произошло уменьшение поголовья, зато были образованы новые совхозы.

В 1942 году была налажена воздушная трасса Фэрбенкс — Красноярск для переброски получаемых по ленд-лизу из США самолетов на фронт. По Чукотке трасса пролегала через Уэлькаль — Марково, где героическим трудом местных жителей были за несколько месяцев сооружены аэродромы.

Красные яранги проводили работу по сбору средств на нужды обороны. Население сдавало в Фонд обороны оленей, шкурки песцов, меховые рукавицы, торбаса, деньги рублями и облигациями. Среди тех, кто отстаивал независимость родины на фронтах войны, были и посланцы далекой Чукотки — чукчи, эскимосы, русские.

Воодушевленные победами Красной Армии, освобождаюшей советскую землю от фашистских захватчиков, колхозники Марковского колхоза «Ударник» мобилизуют свои средства на усиление помощи фронту. Иван Елизарович Собольков, к примеру, ранее внёсший 500 рублей, 21 января 1942 года внёс ещё 300 рублей в фонд обороны. К 24-й Годовщине Красной армии пошивочная бригада колхоза обязалась выполнить оборонный заказ по пошивке теплой одежды. Колхозники обязались выделать 163 оленьи шкуры, 10 пыжиков, сшить 200 пар чижей, 83 жилета, 25 пар торбас, 9 пар рукавиц, 7 шапок — ушанок. Уже 12 февраля заказ был выполнен на 100 процентов.

В годы войны Чукотка превратилась в основного поставщика необходимого для обороны страны олова. В послевоенное время, в связи с гигантским и масштабами развернувшегося в разрушенной стране строительства, значение оловодобывающей промышленности возросло еще больше. Но тут встала проблема кадров. Отмена указов, закреплявших за горной промышленностью всех работавших в ней до окончания войны, вызвала массовый выезд людей в центральные районы страны.

«Спецконтингент» не мог восполнить потери производства в специалистах. Начала действовать программа по материальному стимулированию труда в районах Крайнего Севера. При этом все промышленность и политическое руководство в горнодобывающих районах принадлежали Дальстрою. Используя труд привозимых со всей страны репрессированных заключенных и военизированную, командно-административную систему организации производства, Дальстрой накладывал негативный отпечаток на жизнь вольнонаемного населения территории. Богатейший край был превращен в место ссылки. Весь Колымский край, по выражению Сталина, являлся «комбинатом особого назначения». В таком виде Дальстрой просуществовал на Колыме и Чукотке до середины 50-х годов.