Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Наскальные рисунки на Чукотке

Наскальные рисунки на Чукотке

Замечательным памятником древней культуры Чукотки позднего неолита являются пегтымельские наскальные рисунки — петроглифы (I тыс. до н. э.). Выбиты они на скалах правого берега реки Пегтымель на весьма продолжительном, почти полукилометровом протяжении Кайкуульского обрыва. Всего на 12-и скалах сохранилось 104 группы силуэтных изображений.

Чаще других повторяется типично охотничий сюжет: охотник, сидя в маленькой лодке, поражает копьем или гарпуном огромного дикого оленя. Художник рисовал вполне реальную сцену, при этом вожделенную добычу — оленя — высекал на скале большим, тучным и очень реалистичным, а лодку с охотником — несоразмерно маленькими. Человек в лодке обозначен просто одним штрихом.

Некоторые петроглифы дают представление о различных способах охоты на диких оленей: весной на лыжах с собаками по насту и осенью на плаву в реке. На многих петроглифах изображены крупные лодки с большим количеством гребцов, основным назначением которых было задержать оленей, не дав им уплыть вниз по течению реки. Решающую же роль в охоте на оленей играли маленькие юркие лодочки с двухлопастным веслом — каяки, совершенно водонепроницаемые, обтянутые со всех сторон кожей лодки со специальным люком для гребца.

В сценах охоты на китов, каланов и других морских животных видны большие лодки с высокими острыми носами и немалым количеством гребцов. Таким образом, каменные картины дают совершенно определенную информацию о первых мореходных средствах зверобоев Чукотки.

Среди петроглифов Пегтымеля выделяются изображения и довольно загадочного характера — пляшущие фигуры, словно осененные огромными грибами. Чудовищные грибы, судя по виду — мухоморы, имеют, очевидно, самостоятельный смысл. Встретить красные мухоморы в Арктике совсем не удивительно — они здесь растут и размножаются. Значение же мухомора в качестве опьяняющего наркотика достоверно устанавливается этнографическими данными. (Любопытно, что такие же человекоподобные грибы-галлюциногены можно увидеть и в каменной скульптуре майя).

Обычно соединение в одном образе гриба и человека связывают с общей закономерностью антропоморфизации животных или растений на определенной стадии развития у самых различных народов. Но также пляшущие фигуры людей-мухоморов могут свидетельствовать и о весьма глубоких истоках шаманизма на Крайнем Северо-востоке Сибири. Известно, что пьяные у первобытных людей воспринимались как прорицатели. От жевания мухомора человек становился невменяемым и начинал галлюцинировать — состояние, близкое к шаманскому экстазу, достигаемому обычно исступленным камланием и изнурительным битьем в бубен.

Искусство древних чукотских художников, проникнутое живостью и зоркостью восприятия, а также развитая камнеобрабатывающая техника говорят о достаточно высоком для каменного века уровне культуры. Однако бронзовый век на Чукотке в полной мере так и не наступил. Лишь отдельные бронзовые изделия успели проникнуть сюда с юга, затем связи с людьми, которые перешли к скотоводству и земледелию, постепенно заглохли, и на Чукотку вернулся каменный век. А в это время повсюду в Сибири уже наступал век железа.

С тех пор на Чукотке началось заметное отставание в развитии производительных сил и производственных отношений.

Чукотка
11 0,184