страны арктики

Рубрики

Модерн, формы и детали

Модерн сказывается в форме и расположении оконных проемов главного фасада, еще более — в деталях, особенно в деревянных панелях, перегородках, в оформлении дверей, лестницы, мебели, в майолике с необычным для древности сочетанием ярко-желтого и фиолетового цветов. Автор не считал обязательным выявлять органическую связь архитектурной формы и конструкции: своды, перекрывающие главный операционный зал, подвешены как тонкая оболочка к металлическим фермам; над высокой крышей несколько неожиданно вырастает каменная вышка. В то же время прекрасно прорисованные наличники окон, порталы дверей, карнизы и ряд других деталей, соответствуя духу XVII в., применены в сооружении сознательно и грамотно, они не нарушают стиля, не противоречат новым конструктивным приемам.

По особому заказу была сделана мебель и электрическая арматура, люстры и фонари, кованые железные решетки и майоликовое ограждение лестницы. Значительную роль в интерьере играет роспись на стенах и сводах. Художники Н. П. и Г. П. Пашковы выполнили ее по эскизам И. Я. Билибина в несколько стилизованной под древние росписи манере, используя, особенно в местах с недостаточным естественным освещением, яркие сочетания цветов — фиолетовых, голубых, зелено-голубых, оранжевых и красных на желтовато-палевом фоне.

Большим достоинством здания является целостность его архитектурного образа, декоративного оформления фасадов и интерьеров. Это характерный и высокохудожественный памятник искусства и архитектуры предреволюционных лет.

После постройки здания Государственного банка В. А. Покровский продолжал работать для Нижнего Новгорода. В 1916 г. он возводит церковь на Старом (тогда называвшемся Новым) кладбище, выдержанную, как и ворота и жилой дом при нем, в духе продолжения традиций древнерусского зодчества. Перед большим объемом пятиглавого храма, над его западным входом, высится звонница — стенка с аркадой для подвески колоколов. Архитектор нашел способ органично соединить московское пятиглавие с мотивами псковских звонниц.

В эти же предреволюционные годы Покровский составляет проекты учебных и лабораторных корпусов для эвакуированного в 1916 г. в Нижний Новгород Варшавского политехникума. Трудное время войны и революции помешали осуществлению этих проектов.

Улица Большая Покровская пересекает площадь А. М. Горького, на которой в 1949 г. был установлен памятник великому писателю. Мысль о его сооружении зародилась сразу же после смерти А. М. Горького. Значительность и сложность темы обусловили большой срок для разработки проектов памятника, объявленной одновременно для трех городов: Москвы, Ленинграда и Горького.

Первоначально место для памятника в Нижнем Новгороде было отведено на холме, господствующем над рекой и всей заречной частью города, по оси моста через Оку.

В конкурсе, проходившем в 1939 г., участвовали все выдающиеся скульпторы Советского Союза тех лет, первая премия за проект памятника А. М. Горькому для города его имени была присуждена народному художнику СССР В. И. Мухиной.

Созданный В. И. Мухиной образ молодого Горького можно считать одной из лучших ее работ. Большое внимание автор уделил выразительности силуэта, что было важно и для предполагаемой установки памятника на холме Окского откоса, и для теперешнего его местоположения, тем более что большую часть дня солнце освещает памятник сзади.

При всей простоте и спокойствии позы фигура А. М. Горького полна внутреннего напряжения, готовности к действию. В свободном повороте чувствуется непреклонность истинного бойца, твердая уверенность в победе светлого будущего над миром эксплуатации и ханжества. В. И. Мухиной удалось создать монументальный образ борца-мыслителя, избегая ложного пафоса, лишних деталей.

Фигура Горького стоит на гранитном постаменте, призматические формы которого как бы кристаллизуются из инертной массы каменного основания (архитекторы В. В. Лебедев и П. П. Штеллер). В целом эту работу можно отнести к ряду наиболее интересных памятников нашего времени.