страны арктики

Рубрики

План Рождественской церкови

По своей архитектуре, по деталям белокаменной резьбы и профилировки, как и по конструкции сводов, нижегородская Рождественская церковь напоминает Введенский собор (1688-1696), построенный Строгановыми в Сольвычегодске. Но в нижегородской постройке отчетливее выражены основные тенденции, имевшиеся в архитектуре сольвычегодского храма: богатая своеобразная декорация стен, выполненная из кирпича и белого камня, организация единого, ярко освещенного и высокого внутреннего пространства, усложнение объемов и пластических форм, нарастающее в верхних частях сооружения.

План церкви вписывается в удлиненный прямоугольник. Большую часть его занимает трапезная, основанная, как и вся церковь, на высоком подклете. Таким образом, со стороны реки — это двухъярусное здание, над восточной частью которого- церковью — надстроен третий ярус, и еще один, над центром, увенчан пятью главами. Такая композиция придает фасаду сложное плавное движение, разрешающееся в размельченных и изящных формах верха сооружения.

Завершающим штрихом в создании перехода от массы храма к окружающему пространству служат узорные железные кресты на главах. Благодаря своей величине они стали одним из наиболее существенных компонентов в общем облике церкви. По мастерству исполнения, по сложности кружевного орнамента кресты Рождественской церкви являются замечательными образцами русской кузнечной работы.

Как и в сольвычегодском Введенском соборе, в Рождественской церкви Нижнего Новгорода основной несущей конструкцией свода служит система четырех перекрещивающихся арок, поддерживающих центральную главу. Вследствие того что малые главы поставлены в плане крестом по странам света, арки сливаются с угловыми частями свода, а под главы подведены выступающие из свода постаменты, боковые стены которых опираются на эти арки. Таким образом, внутреннее пространство храма оказалось в полном соответствии с наружным видом сооружения, верх которого повторял в то же время объемные формы народного деревянного зодчества (например, верх церкви в Березовце на Ноле Костромской области).

С другой стороны, основные черты архитектуры Рождественской церкви в Нижнем Новгороде по объемно-пространственной композиции близки западноевропейскому барокко. Но в полном противоречии с его принципами находится пластическая обработка фасадов храма: они как бы собраны из множества отдельных прямоугольных блоков, приставленных друг к другу или поднятых один над другим.

Эта повторяемость одинаковых, композиционно законченных элементов, ядром каждого из которых служит окно со своим обрамлением, говорит о том, что барочное восприятие формы еще не вошло органично в русское искусство того времени. Ряды блоков образуют ярусы, разбивающие фасад здания на этажи, что в основном соответствует истинному разделению внутреннего пространства церкви. Подклет, составляющий первый этаж, отведенный под склады (что было обычным в посадских церквах), состоит из трех отдельных помещений, каждое из них — со своим особым входом снаружи. Большую часть второго этажа занимает трапезная с одним ярусом окон. Продолжением ее являетсп сама церковь, на фасадах которой блоки повторяются в третьем и по одному — в верхнем, четвертом ярусе, где на них покоятся барабаны глав с крестами.