страны арктики

Рубрики

Церковь Николы-Бутки в Серпухове

Церковь Николы-Бутки (1711) — следущее по времени культовое сооружение Серпухова, созданное по типу «восьмерик на двухсветном четверике». Свое название церковь получила по древней Буткиной улице (ныне улица Чернышевского), где над крутым спуском к берегу Нары издревле стоял деревянный храм Николы. Несмотря на поздние поновлення и пристройки, Никольская церковь сохранила в основном первоначальную объемно-планировочную композицию, которую во многом утратили другие памятники этого типа.

В данном случае перед нами трехчастная система со сгруппированными на одной оси разновеликими объемами собственно: церкви с алтарем (перестроен в 1838 г.), притвора и колокольни. Конечно, она не нова и явно традиционна, но все же местные особенности ее трактовки отметить можно.

Например, характерного подклета здесь нет: он вообще ни разу не встретится нам в Серпухове. Но главное — притвор очень невелик и гораздо меньше московских или устюжских трапезных. В Никольской церкви он точно равняется по длине помещению храма. Поэтому вертикаль церкви не противостоит максимально приближенной к ней вертикали колокольни. В их компактной группе нет динамизма, достигнуто столь любимое в Серпухове величавое спокойствие масс. К сожалению, от колокольни Никольской церкви сохранился только первый ярус, и в полной мере оценить использованный здесь художественный прием сейчас трудно. Первоначальная же объемно-пространственная композиция памятника была частично изменена еще в 1850 году, когда не месте старого Георгиевского придела была выстроена большая ампирная пристройка, вместившая придел и трапезную.

Покровская церковь

Покровская церковь (переулок Энгельса, 4) сооружена в 1723 году. В ней много общего со Сретенской и Николы-Бутской церквами. Покровская церковь кажется близкой вариацией, почти повтором. Один и тот же тип и, может быть, один и тот же автор. Но встретить два одинаковых, как две капли воды похожих друг на друга памятника в Серпухове невозможно.
Двухсветный приземистый четверик Покровской церкви словно вырастает из земли. На его стены поставлен тяжелый восьмерик, углы которого, как и на четверике, обработаны широкими лопатками. Так новая трактовка традиционной композиции создана одним лишь изменением пропорционального построения простых крупных форм.

Покровская церковь, подобно другим городским храмам, не избежала в XIX веке расширения и поновления. При маленьких серпуховских притворах процесс этот, увы, был необратим. Город рос. В помещениях церкви становилось тесно, и в праздничные дни многим прихожанам уже приходилось толпиться на паперти, пока в 1833 году «иждивением» купца Зубова вместо старого притвора и придела в Покровской церкви не была построена большая трапезная с двумя симметричными приделами в стиле ампир. В соответствии с требованиями этого строгого стиля церковь покрывается штукатуркой, скрывающей и живописность кладки, и пояса поребрика, и простые лучковые наличники окон.