страны арктики

Рубрики

Церкви Занарья

Церкви Занарья. Другой композиционно объединенной группой культовых памятников Серпухова явлются церкви Занарья. Их вертикали, доминирующие над пологим склоном правого берега Нары, организуют пространство этой части Серпухова. Поскольку композиция общегородского ансамбля в основном определялась обращенным к реке фронтом застройки обоих берегов Нары, то и четыре церкви Занарья вытянулись равномерной цепочкой вдоль берега. Их спокойный ритм не нарушал напряженного звучания многочисленных вертикалей Кремля.

Все заречные церкви, построенные в первой четверти XVIII века, принадлежат одному историческому этапу становления местного зодчества. Эти храмы переходного типа, несмотря на типологическое единство с сооружениями предыдущего столетия, в основе композиции которых лежит «восьмерик на четверике», представляют дальнейшую разработку ранних прототипов на пути поиска самостоятельного архитектурного языка. Вместе с кубическим типом.представленным Троицкой церковью, тип ярусного сооружения, воплотившийся в церквах Занарья, был взят в 10-20-х годах XVIII века серпуховскими мастерами за основу и стал объектом их напряженных творческих исканий.

Из четырех храмов Занарья сохранились три: Сретенья, Никола-Бутки и Покрова. Церковь Богоявления (1713) была разрушена в 1930-х годах. Смотря на Сретенскую церковь (ул. Карла Маркса, 30), тоже думаешь о человеческом равнодушии. Состояние памятника настолько плохо, что, если не принять самые срочные меры, Сепухов вскоре утратит одно из лучших произведений местного зодчества.

Антиминс в «новопостроенную церковь Сретения да в придел Косьмы и Дамиана» был выдан в 1702 году. Следовательно, это сооружение, построенное «тщанием прихожан», следует считать самым ранним храмом переходного типа, открывающим интенсивную строительную деятельность города в первой четверти XVIII века. Всего шесть лет прошло с тех пор, как в кремле был освящен новый Троицкий собор, а автор Сретенской церкви проявил себя как вполне самостоятельный и оригинальный мастер. Что же могло измениться за столь короткий срок? Ведь процесс образования новых архитектурных форм не прост и не скоротечен. Лишь связав вызванное общим экономическим и культурным расцветом города зарождение местной художественной «школы» с поистине феноменальным по быстроте и естественности переворотом в художественной жизни России рубежа XVII — XVIII веков, можно понять и объяснить внезапность «скачка».

Гораздо труднее разгадать причину направленности творческого поиска серпуховских зодчих по пути выработки современного и самостоятельного языка на основе древнерусского зодчества. Нет, здесь не было ни бескрылого традиционализма, ни нарочитой архаизации и стилизации под известные архитектурные образцы. Объяснить повышенную невосприимчивость серпуховского культового зодчества к западноевропейской художественной культуре, освоение которой так характерно для петровского времени, можно лишь на основе анализа художественного мировоззрения местных мастеров. В дальнейшем мы еще вернемся к решению этой проблемы, а пока обратимся к Сретенской церкви.