Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Специфичность орнамента Архангельского собора

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
Техника выполнения и рисунок плиток не имеют аналогий в известных нам стилях средневекового искусства. Специфичность орнамента заставляет искать связь с культурой Хазарского царства, но при крайней скудости находок хазарских древностей говорить об этом сейчас можно только предположительно. Однако представляется вполне реальным, что в орнаменте пола Архангельского собора нашли отражение художественные традиции Хазарского каганата, контакты которого с Древней Русью несомненно были более развиты, чем представляется в настоящее время.

В кладке фундамента и цокольной части стен часто встречаются блоки гипсового камня, оставшиеся еще от стен древнего храма. Блестящий полупрозрачный камень прекрасно сохранился внутри здания, однако возможно, что в соборе 1359 г. он применялся и в верхних ярусах, а поскольку такой материал не выдерживает действия огня, это явилось одной из основных причин страшного разрушения храма при пожаре во время взятия города царевичем Арап-шой. И в конечном счете привело к полной разборке здания в XVII в., к необходимости замены его новым сооружением.

Зодчие Архангельского собора повторили в нем величественный образ шатрового храма, созданный в русской архитектуре предыдущего, XVI столетия и типичный для сооружений мемориального характера. Соответствует ему и эмоциональное воздействие устремленного ввысь внутреннего пространства собора, хотя сейчас интерьер и лишен прежнего композиционного центра — расцвеченного яркими красками иконостаса.

Новое здание Архангельского собора пережило нелегкую историю: при сплошных пожарах кремля в 1704 и 1715 гг. вся его внутренняя часть с древним иконостасом выгорела, стены пострадали настолько серьезно, что храм стоял пустым вплоть до восстановительных работ 1732 г. Большие исправления производились в нем также в 1795 г., а при ремонте 1845 г. внутренние стены покрыли росписью и наклеили на них живописные панно грубой ремесленной работы местного художника Железнова. Тогда же шатер собора был расписан изнутри — желтыми звездами по голубому фону. Крупные ремонтные работы проводились также в 1909-1910 гг.

На наружных стенах здания можно различить следы разновременных переделок и перестроек, хотя вновь установленные детали мастерски увязаны со старыми. Так, на колокольне квадратные ширинки, типичные для XVII в., сочетаются на ярусе звона с рустованными углами, которые, как и тонкая шейка барабана главы, могли появиться только в первой половине XVIII в.

О переделках свидетельствует оформление граней восьмерика главного шатра, обрамление которых утратило четкость, присущую другим сходным по композиции шатровым памятникам того времени: Троицкой церкви в Троицком-Голенищеве, Иоанна Предтечи в Казани, Евфимьевской и Успенской церквам Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.

Несмотря на то, что Архангельский собор посвящен победе Нижегородского ополчения, прах Минина не был в нем захоронен. Однако значительность роли Минина в изгнании интервентов заставила родовитых феодалов примириться с его «низким» происхождением: ему было пожаловано звание думного дворянина и дано во владение село Богородское (ныне город Нижегородской области).

Умер Минин весной 1616 г. недалеко от Нижнего Новгорода на обратном пути из Чувашии, куда он был послан, чтобы уладить отношения с местным населением, страдавшим от притеснений воевод и дьяков. Тело его привезли в Нижний Новгород и похоронили у одного из кремлевских соборов, поскольку в кремле находился пожалованный ему дом с усадьбой «на государевом месте».

История Нижнего Новгорода
9 0,174