страны арктики

Рубрики

Архангельский собор после перестройки

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
После перестройки в 1359 г. Архангельский собор стал дворцовой церковью нижегородских князей. Когда княжество было полностью самостоятельным, князей хоронили в главном, Спасском соборе. Но в период постепенного подчинения Москве родовой усыпальницей великих князей нижегородских, еще долгое время сохранявших этот титул, стал Архангельский собор. Точно определить места их захоронений довольно трудно, они отмечены сейчас лишь надписями второй половины XIX в. в аркосолиях северо-западного угла храма XVII в.

С известными историческими лицами отождествляются далеко не все указанные там имена, поскольку существовал обычай менять их при принятии предсмертной схимы. Однако можно назвать умершего в 1404 г. князя Василия Семеновича Кирдяпу, в 1414 г. — Ивана Васильевича, и в 1450 г. — Василия Юрьевича, последнего из носивших титул великих князей нижегородских, хотя уже и не имевшего реальной власти.

Когда перед Лаврентием и Антипом Возоулиными, строившими в первой трети XVII в. новый собор, была поставлена задача  создать   его  как  памятник  победе Нижегородского ополчения 1612 г., зодчие выбрали глубоко национальный тип высокого и величественного шатрового храма. Собор этот также был посвящен архангелу Михаилу, покровителю воинства. Традиция заставила придерживаться и прежних размеров сооружения.

Однако из-за плохого состояния и мелкого заглубления старые фундаменты не смогли бы выдержать вес нового, более высокого храма, и зодчие вынуждены были заложить другие, несколько сместив здание к западу. Основания древних апсид, таким образом, оказались вне стен нового собора (сейчас они раскопаны и прикрыты сверху кладкой, повторяющей контуры и габариты фундаментов XIII-XIV вв.).

Фундаменты   западной   стены и притворов   XIII-XIV вв. остались под полом соборов. Но основания двух из четырех внутренних столбов  доступны для осмотра в углублениях, специально оставленных при реставрации 1962 г., они несколько выступают из плоскости пола древнего храма. Здесь же местами сохранились фрагменты подлинных плит пола XIV в. (ил. 5), окруженные новыми, выполненными при реставрации и повторяющими по цвету, рисунку и расположению старые плиты, лежавшие на их месте.

Находка остатков пола XIV в. была полной неожиданностью, так как подобный ему неизвестен ни в одном древнерусском здании. Пол был выложен из квадратных керамических плиток размером 29х29х5 см. Еще в сырце на них был вырезан углубленный рисунок, после обжига заполненный гипсом. Белым же гипсом были залиты и швы между плитками. Орнамент представлял собой различного вида шестиконечные звезды, свободно разбросанные по красной поверхности пола.

Размещение орнаментированных плиток не имело общей композиции, не укладывалось в какую-либо определенную геометрическую систему. Плитки древнего пола, сохранившиеся в южной апсиде собора, местами были уложены одна на другую в два слоя; они оказались сильно потертыми и изношенными, что вряд ли могло произойти за восемнадцать лет — здание было сожжено и разрушено в 1377-м или в 1378 г.

Все это заставляет предположить, что при строительных работах XIV в. пол собора был сделан не заново, но переложен, причем в качестве материала для него использовались плитки керамического пола более старого сооружения XIII столетия.