страны арктики

Рубрики

Башни нижегородского кремля

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
Следом за Дмитровской идет круглая Кладовая башня, первый ярус которой сейчас также закрыт землей. Стены кремля почти повсюду выложены наклонными рядами, поскольку прежде они следовали рельефу почвы. Теперь же, после произведенных в 1834-1837 гг. работ — засыпки рва, выравнивания и планировки площади, — стены крепости как бы поднимаются из земли по мере удаления от стоявшей в низине Дмитровской башни к Кладовой и достигают своей настоящей высоты лишь около следующей, квадратной Никольской башни.

Ворота этой башни, обращенные внутрь кремля, находятся на уровне земли, а с наружной стороны проем башенных ворот поднят почти на три метра над дорожкой проходящего здесь бульвара. Такая разница в отметках определялась в древности глубиной рва. На месте его в 1830-е гг. вдоль кремлевской стены была сделана глубокая выемка, в которой проложили дорогу для удобного сообщения между нижней и верхней частями города. Перед Никольской башней осталась узкая полоса дорожки бульвара, а за ней обрывается откос выемки.

Бровка противоположного кремлю откоса значительно выше отметки бульвара, поскольку в старину здесь был край контрэскарпа оборонительного рва. Сейчас на том месте, где в древности стоял деревянный, рубленный на клетках мост, возведена железобетонная арка, поддерживающая настил, по которому можно перейти с противоположной кремлю бровки откоса на кремлеский бульвар. Планировалось восстановить   и подъемный мост, подводящий к самым воротам Никольской башни. Мост на цепях, обитые железом ворота, опускные решетки и другие атрибуты средневековой оборонительной техники  стали бы прекрасным украшением нижегородского кремля, однако все это осталось только в планах.

Так, в Никольской башне сохранились проушины для крепления оси подъемного моста и щели, где двигались поднимавшие его рычаги. Щит моста в закрытом положении загораживал снаружи проем, в котором навешивались створные ворота, а в случае пролома их могла быть опущена железная или обитая железом решетка — герсы. Если враги прорывались в башню, то перед ними закрывались вторые, внутренние ворота и они попадали под огонь пищалей, стрелявших через бойницы, находившиеся в углах главного помещения. За этими воротами была еще одна опускная решетка и третьи ворота, которые отделяли башню от территории кремля. Подобную систему защиты имели и другие воротные башни, в той или иной степени сохранившие отдельные детали этих устройств.

Прясла стены, следующие от Никольской башни к Коромысловой и дальше к Тайницкой, интересны тем, что здесь, как и на Коромысловой башне, на больших поверхностях сохранилась первоначальная белокаменная кладка, которой облицована забутовка внутреннего ядра стены. Она начинается от основания стены и доходит до полувала, отделяющего наклонную часть стены от вертикальной, или обрывается немного ниже его. Парапет над боевой площадкой стены и зубцы сложены из кирпича. В самой Коромысловой башне также сохранились остатки древней каменной, прекрасно выполненной кладки. Из белого камня сложены и стены казематов, которые в других башнях облицованы кирпичом. Одновременное применение камня и кирпича характерно для Нижегородского кремля.

От Коромысловой башни ритм чередования квадратных и круглых башен нарушается. Крутые склоны оврага, по которому текла речка Почайна, делали излишними постройку здесь больших опорных башен с воротами: башни — Тайницкая, Северная и Часовая — круглые, а небольшие ворота в стене между Тайницкой и Северной башнями не нуждались в особой защите. Вплоть до 1965 г. они были скрыты под кладкой контрфорсов, которыми в XVIII и XIX вв. пытались защитить стену от сдвигов и разрушений, ставших на этом участке особенно опасными из-за того, что стена была поставлена на террасе откоса оврага и с годами промежуток между стеной и вершиной холма оказался заполненным накопившимися здесь землей и мусором, уровень которых еще недавно достигал боевого хода стены.

Исключительно живописна внутренняя сторона стены у Северной башни — с арками, перекинутыми над углами у стен башни, и перепадами наклонных крыш. Отсюда открываются прекрасные виды на Волгу, на Почаинский овраг и на уступы стены между Часовой и Ивановской башнями.