страны арктики

Рубрики

Применение глухой резьбы на городских домах

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Применение глухой резьбы на городских домах становится обычным явлением в Нижнем Новгороде в 1860-1870-е гг.; в это время при ремонте деревянных домов на них часто прикрепляют резные доски, как на доме № 17 по Ошарской улице (ныне не существует), где провел последние годы жизни известный музыкальный критик Д. А. Улыбышев; в доме Климова (ул. Лядова, 35), построенном в 1870 г., в самом проекте, выполненном дипломированным архитектором (предположительно Р. Я. Килевейном), были предусмотрены украшающие фасад вставки с народной резьбой.
Начиная с 1830-х гг. согласно замыслам николаевского правительства церкви в России должны были возводиться в характере русско-византийской архитектуры, как она понималась церковными и гражданскими властями. В этом, по существу, эклектическом стиле строится ряд нижегородских церквей второй половины XIX в. — Спасо-Преображенская единоверческая (1834-1843, Ошарская ул.), Трех Святителей (1860, Славянская ул.), Троицкая (1856-1867, ул. Большая Печерка); полностью перестраиваются Сергиевская (1865-1869, ул. Урицкого) и Вознесенская (1866, Краснофлотская ул.) церкви. Коренным переделкам подверглись в этот период построенные в XVII-XVIII вв. Успенская церковь на Ильинской горе (в 1833 и 1899 гг.), Тихоновская (в 1837 г.), Ильинская (в 1875- 1877 гг.), Варварская и другие.

По-новому организуется ансамбль ярмарки. Стремление продолжить и переосмыслить традиции русской архитектуры выразилось в пока еще эклектично и упрощенно понятых формах и деталях нового здания Главного ярмарочного дома. Победителями конкурса на его проект стали архитекторы К. В. Трейман, А. М. фон Гоген и А. Г. Трамбицкий, а руководил постройкой, законченной к 1890 г., архитектор Н. П. Иванов.

В том же характере был сооружен в 1881 г. собор Александра Невского. Соединение пяти шатров в одном здании было основной идеей проекта губернского архитектора Р. Я. Килевейна, выполненного им в 1865 г. При утверждении проекта по требованию петербургской Комиссии он был весьма существенно переработан. Строительство собора, заложенного в 1868 г., вел тот же Килевейн (при участии Л. А. Даля), показавший себя выдающимся инженером. В настоящее время ведется реставрация собора.

Вытянутый вдоль берега длинный корпус Главного дома и крупный центрический объем пятишатрового собора, которым было отмечено место впадения Оки в Волгу, объединили невысокую окружающую застройку торговых корпусов и связали ее с рекой — главной архитектурной осью города. Таким образом, этот район, и сейчас играющий весьма важную роль в облике Нижнего Новгорода, получил пространственно-композиционную завершенность.

Попыткой связать ансамбль ярмарки и Заречья с гористым правым берегом реки можно считать сооружение высокой башни, стоявшей в 1860-1880-е гг. на продолжении центральной оси ярмарочных строений, рядом с Благовещенским монастырем. При постройке этой так называемой Муравьевской башни использовались мотивы кирпичной готики. Однако эксплуатация ее в качестве обзорной площадки для многочисленных посетителей ярмарки себя не оправдала, поэтому башню разобрали еще до начала нашего столетия, и память о ней почти не сохранилась.

Среди архитекторов, работавших в Нижнем Новгороде над освоением наследия древнерусского зодчества, особо следует выделить Льва Владимировича Даля (1834-1878). Вся его деятельность как архитектора была пронизана желанием освободиться от влияния эклектизма, руководствуясь традициями русского народного и национального зодчества.