Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Железная дорога между Москвой и Нижним Новгородом

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Единство архитектурного облика провинциальных городов России конца 19 века определялось, с одной стороны, общей академической школой (только Академия художеств готовила основные кадры ведущих архитекторов) и с другой — требованием обязательного применения «образцовых» фасадов и системой централизованного утверждения проектов. Проекты даже самых маленьких домиков в одно окно по фасаду, строившихся в Нижнем Новгороде, утверждались в царской ставке — они должны были отвечать вкусу и получать одобрение самого Николая I.

В строительстве «казенных» зданий это вело к казарменному однообразию и безликости типовых проектов, однако для массовой частной застройки такая практика имела некоторое положительное значение, поддерживая ее в целом на достаточно высоком профессиональном уровне. Эти качества архитектуры первой половины XIX в. особенно заметны при сравнении ее с пестрой и разностильной архитектурой второй половины столетия.

В 1830-1840-е гг. в Нижнем Новгороде продолжали работать И. Е. Ефимов (1795-1841) и А. Л. Леер (1771-после 1848), а также архитекторы более молодого поколения — Г. И. Кизеветтер (1808-1857), А. Турмышев, А. А. Пахомов (1815-1850), М. П. Камышников, инженеры П. Д. Готман и А. М. Дельвиг. Их постройки в стиле позднего классицизма почти не отличались от «образцовых» проектов зданий начала века.
Проекты оформлялись в виде красивых акварельных отмывок, тонко прорисованных в мелком масштабе. Среди хранящихся в архивах чертежей этого времени мастерским исполнением выделяются фасады Афанасия Турмышева, губернского архитектора 1840-х гг., и Георга (Егора) Кизевет-тера, который за время своей деятельности «городового архитектора»- с 1836 по 1846 г. — построил свыше сотни каменных и деревянных «обывательских» домов.

До последнего времени облик многих улиц нагорной части города определялся застройкой именно этих лет, что придавало им цельность, масштабность и строгость. Характер архитектуры позволяет считать Г. И. Кизеветтера автором двухэтажного, с большим ордером дома Фролова на Ильинке (Краснофлотская ул., 94-96), по-видимому запроектированного первоначально с двумя боковыми флигелями, из которых построен был один левый, а также дома Переплетчиковой на Живоносовской (Кожевенная ул., 11).

Фасад здания имел приставленные к стенам колонны, что дало повод назвать открытую в нем в 1902 г. чайную — «Столбы». (Чайная была организована по инициативе Горького; здесь нижегородская интеллигенция устраивала литературные и общеобразовательные чтения для портовых грузчиков и босяков.)

Таким образом, во второй половине XIX столетия Нижний Новгород представлял собой сравнительно благоустроенный город с историческими и архитектурными памятниками, с регулярным городским планом и основной массовой застройкой в духе русской классической школы.

Благодаря своему выгодному географическому положению он оказался во главе одного из районов России, наиболее выдвинувшихся по темпам роста промышленности, торговли и транспорта. С середины XIX в. неуклонно росли обороты Нижегородской ярмарки, но с 1880-х гг. с повышением роли банков и биржевых операций отпала необходимость непосредственного завоза товаров, да и торговые сделки на ярмарке постепенно утрачивали прежнее значение в экономической жизни России.

В 1862 г. была построена железная дорога между Москвой и Нижним Новгородом, соединившая Волгу с центральной частью страны.

История Нижнего Новгорода
9 0,189