Страны Арктики

Канада Королевство Дания Королевство Норвегия Соединенные Штаты
Российская Федерация Регионы России Достопримечательности История края

Нижний Новгород совершенно изменил свой облик

История и архитектура Нижнего Новгорода.
С 1770 по 1820-е гг. Нижний Новгород совершенно изменил свой облик. Дело «О планах нижегородской губернии городам» бывшего сенатского архива начинается рапортом нижегородского губернатора Аршеневского о пожаре 28 июля 1768 г., во время которого выгорела значительная часть Нижнего посада — десять каменных церквей, двадцать три каменных и триста сорок семь деревянных частных домов. Убыток при этом составил сумму в 126 тыс. рублей. Это был только один из больших пожаров, от которых город страдал каждые десять — двадцать лет.

После рассмотрения в сенате губернаторского рапорта и приложенного к нему плана погоревших мест последовало решение: «. . .означенную присланную с нижегородского плана копию отослать при указе в Комиссию о строении Санкт-Петербурга и Москвы с тем, чтобы оная разсмотря его и расположа по своему мнению, самым наилучшим образом сей погоревший город в регулярство и от пожарных впредь приключений в безопасность привести» (указ от 16 июля 1769 г.).

По геодезическому плану города, который «сочинил» адъютант нижегородского батальона Иван Вимонд, видно, что город занимал территорию лишь немного большую, чем в 1622 г. Менее десяти месяцев потребовалось «Комиссии о строении…» на составление проекта городской планировки Нижнего Новгорода, под чертежом которого стоит подпись: «Подлинный спошпешествовал архитектор Алексей Квасов».

В апреле 1770 г. проект был утвержден Екатериной II. Трезвый учет тенденций естественного развития города наряду с ясной архитектурной идеей, заложенной в проекте, явились основой его жизненности. Автор или авторы проекта разглядели в узких, извилистых нижегородских улицах, основные направления которых складывались еще с XIV в., возможности дальнейшего роста города. Конечно, в течение многих десятилетий, пока шла реализация проекта, увеличение территории города, меняющиеся исторические условия заставляли вносить необходимые поправки: уточнялись сетка улиц и планировка отдельных узлов.

Но в целом основной замысел проекта был осуществлен в натуре, и в соответствии с заложенными в нем принципами город рос и развивался вплоть до нашего времени в течение более двухсот лет.

Городом тогда называлась лишь центральная часть современного Нижнего Новгорода, ограниченная валом Нового острога, на месте которого была запроектирована широкая бульварная улица, служившая одновременно зоной противопожарного разрыва. Здесь разрешалось строить только каменные дома фасадом по красной линии улицы.

Остальные части Нагорного района современного города считались предместьями; каменные здания были обязательными лишь на главных магистралях, на остальных улицах и переулках допускалась постройка деревянных домов, «однакож, чтобы каждый деревянный корпус не более был 12 сажен (25,5 м), и не ближе одно от другого строения было пяти сажен» (10,65 м), что весьма близко к современным противопожарным нормам застройки. Кровли на домах в «крепости» (то есть в кремле) и в городе должны были быть из железа или черепицы, на окраинах — тесовые.

Разрешение строить в центре города и по большим улицам только каменные дома преследовало одновременно и цели классового «регулярства» городского плана. Малоимущая часть населения таким путем вытеснялась на окраины. Правда, зонирование строительства по характеру материала практически не было осуществлено с намеченной четкостью: многие деревянные дома штукатурились и маскировались под камень, сносились лишь здания, стоявшие на местах, отчуждаемых под улицы и площади.

Проект 1770 г. почти не затронул планировки кремля: частная застройка преобразовывалась здесь в кварталы геометрической формы и расширялась площадь у Спасского собора. Кремль рассматривался как единое целое, как композиционный центр города. С наружной стороны его, у Дмитровских ворот, была создана площадь трапециевидной формы, от которой расходились четыре улицы. Они соединялись бульваром, разбитым на месте вала Нового острога, а линия полукольца продолжалась и далее, через Почаинский овраг. Проектом здесь предусматривалась постройка моста, практически неосуществимого из-за большой  ширины оврага и более   чем десятиметровой разницы отметок между его обеими бровками.
Геодезическая съемка того времени не давала достаточных данных о рельефе, а проектировщики, очевидно, не выезжали из Петербурга, чтобы  познакомиться  с местными    условиями. Однако сложившаяся застройка улиц, как и особенности топографии, подсказали необходимость дополнения основной лучевой системы плана встречными лучами улиц.

Объединяла  оба  пучка лучей Большая Покровка (Большая Покровская), которая входила как крайнее звено в обе системы. Две другие улицы — Ильинка (Ильинская)  и Телячья (ул.  Гоголя) — проходили по водоразделам   между глубокими оврагами, спускающимися к реке. Расширение городской территории предполагалось   осуществить за счет   земель, расположенных вдоль   берега  вниз по течению Волги: этот новый район получил прямоугольную сетку улиц.

В противоположность многим другим планировочным проектам того времени, где главные улицы городов проходили через ряд парадных площадей, в нижегородской планировке отсутствует такая репрезентативность. Правда, две подобные площади были намечены на улице, вновь проложенной параллельно Волге (ныне ул. Лядова), но и они растворились в рядовой уличной застройке задолго до наших дней.

рубрика: История Нижнего Новгорода