страны арктики

Рубрики

Усадьба Грибоедова Хмелита

Усадьба Грибоедова Хмелита

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник “Хмелита” начал формироваться в 1987 году на базе уже существующего музея-усадьбы А.С. Грибоедова, а открыли его в 1990. Это единственный в России музей, посвященный Грибоедову. Хмелита раскинулась у подножия возвышающегося рядом холма, который величают в народе Поклонной горой. Это самое высокое место на Смоленщине достигает 319 метров над уровнем моря. Отсюда — 200 км до Смоленска и 260 — до Москвы.

В состав заповедника входят мемориальные и историко-архитектурные памятники, такие как  Хмелита, Григорьевское, Богородицкое, Никольское (Никольский сад), связанные с пребыванием здесь Грибоедова. Также  на территории заповедника находятся археологические памятники — селища, курганные могильники, городища, и памятники природы — Трасливское и  Семеновское болота. Общая площадь заповедника “Хмелита” — 24 633 га.

Сельцо Городок, где родился адмирал П. С. Нахимов, тоже входит в состав  музея-заповедника “Хмелита”. Усадьбу его отца, небогатого вяземского помещика, командовавшего в войну 1812 года батальоном смоленского ополчения, сожгли наполеоновские солдаты. Сохранились лишь заброшенный, вырубленный, заросший орешником парк да руины церкви Спаса, где крестили будущего моряка. На мемориальной плите у обелиска вы прочтете надпись: «На этом месте стоял дом, в котором 5/XII 1802 года родился П. С. Нахимов — великий русский флотоводец, герой Синопского сражения и Севастопольской обороны в период Крымской войны 1853- 1856 гг.».

Центром заповедника является усадьба Хмелита, которая находится в центре одноименного села, первые письменные упоминания о котором относятся к 1614 году. Хмелита сменила много владельцев, а с 1680 является родовым имением Грибоедовых. В 1747 году усадьба перешла во владение деда известного драматурга — лейб-гвардии капитан-поручика Преображенского полка Федора Алексеевича Грибоедова. Именно во владении Грибоедовых усадьба приобрела свой роскошный вид.     Строительство господского дома в том виде, который мы знаем сегодня началось в 1753 году.

Согласно Плану Генерального межевания 1778 года Дворцово-парковый ансамбль Хмелита состоял из “господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями”, пейзажного парка и разных хозяйственных служб.

В Экономических примечаниях к тому же Плану говорилось о том, что в хмелитском господском доме у Ф. А. Грибоедова в 1781 году были следующие мастеровые люди: «…кондитеры, водошники, которые делали для домашнего расхода разных сортов водку, кузнецы, слесари, столяры, кухмистеры, ткачи, которые работают немецкие скатерти, живописцы, золотари, лаковщики, переплетчики, седельники, сапожники, башмачники, портные мужские и женские, медники, ружейники, колесники, межники, штукатурщики, каменщики, плотники, печники, пивовары, бердовщики, суконщики, свечники, оконщики, бочкари, кирпичники, кожевники, да женского разного мастерства золотошвеи манжетные и кружевные плетошницы. Всеми вышеописанными мастеровыми людьми производится работа для господского домашнего расхода».

Панораму усадебного ансамбля дополняла построенная Ф.А. Грибоедовым в 1759-1767 каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней. а рубеже XVIII-XIX веков в Хмелите было три храма. За речкой Скоробовкой в одной версте от Казанской церкви находилась каменная кладбищенская Алексеевская церковь, построенная в 1794 году в виде ротонды, с окружавшей ее колоннадою. Рядом возвышалась двухъярусная колокольня. Третий — Успенский, деревянный кладбищенский храм простоял до 1836 года.

Имя зодчего, построившего роскошный дворец с флигелями, украшенный колоннами и балюстрадой, карнизами и наличниками, нам неизвестно, но в былые времена его с гордостью демонстрировали гостям, считая, что по красоте здание вполне может соперничать с постройками Д. И. Жилярди в дорогобужском Алексине.

В годы юности А. С. Грибоедова, частенько наезжавшего сюда к своему дяде, в просторном двухэтажном доме устраивались балы, маскарады, концерты и любительские спектакли.

Здесь он познакомился и сдружился со своим дальним родственником, тоже студентом Московского университета И. Д. Якушкиным. С будущим декабристом их роднил не только возраст, но и ненависть к крепостничеству. Многие высказывания своего товарища, участника Бородинского сражения, отмеченного за храбрость орденом и ставшего одним из учредителей «Союза спасения», А. С. Грибоедов вложил в уста Чацкого, а в любви героя «Горя от ума» к Софье нашло отражение безнадежное чувство, которое питал И. Д. Якушкин к княгине Н. Щербатовой.

Под влиянием встреч в Хмелите, где А. С. Грибоедов наблюдал многих из прототипов своего будущего произведения, сложилась система комедийных образов «Горя от ума». Так, например, прообразом Фамусова послужил драматургу его собственный дядя, очень гордившийся своей усадьбой.

После Октябрьской революции из барского особняка, где открылся Народный дом, было вывезено в Москву 5 тысяч книг, а в вяземский музей передано 20 картин.

В годы Великой Отечественной войны все хмелитские памятники очень пострадали и после реставрации восстановлены в своем первоначальном виде. Сегодня в цокольном этаже дворца, где прежде размещались подсобные помещения, находится экспозиция музея “А.С. Грибоедов и его время”, посвященная жизни и творчеству талантливого литератора.

адрес: Смоленская область, Вяземский район, с. Хмелита.