страны арктики

Рубрики

Георгиевская церковь в Нижнем Новгороде

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Одним из первых ярусных сооружений в Нижнем Новгороде была построенная в 1702 г. на средства богатого «гостя» Ивана Пушника Георгиевская церковь. Ее смело можно причислить к лучшим памятникам стиля, представленного в церквах подмосковных нарышкинских усадеб. Храм отличался динамикой последовательно уменьшающихся объемов восьмериков; колонны, отмечавшие пересечение граней, имели коринфские капители, выполненные, как и обрамления окон и другие детали, из белого камня. В соответствии с приемами барочных композиций — создания постепенного перехода от одной формы к другой — объемы восьмериков завершались фигурными, как бы растворяющимися в воздухе карнизами. Большие полукруглые раковины чередовались в них с рваными фронтонами и «петушиными гребешками». Над западным входом возвышалась колокольня, далее посетитель попадал в трапезную, низкие своды которой резко контрастировали с высоким интерьером самой церкви.

Такая композиция храмов стала типичной и излюбленной в русском зодчестве, особенно в середине XVIII в., и сохранялась в Нижнем Новгороде до самого конца столетия. Интенсивное строительство церквей, развернувшееся в городе в первой четверти XVIII в., возобновилось после пятнадцатилетнего перерыва — с 1740 по 1750 г. было построено пять каменных церквей.

Все они — Никольская (1740), Тихоновская (1742) и другие — имели кубическое основание, на котором возвышались один или два яруса восьмериков, перекрытых гранеными куполами и увенчанных главой. В их объемном построении, где доминировал купол, сказалось дальнейшее развитие барокко, а декоративное убранство стало значительно проще: основа пластических деталей выкладывалась из обычного кирпича, а тонкий слой штукатурки и лепнины придавал им барочные формы, обычные для столичных зданий и весьма близкие европейской архитектуре того времени. Подобное архитектурное и декоративное решение имели и две кладбищенские церкви, построенные в конце XVIII в.: Петропавловская (1782, в парке имени Кулибина) и Казанская у Крестовоз-движенского монастыря (1794, ныне не существует).

Благодаря большому числу башнеобразных сооружений, возведенных в конце XVII и первой половине XVIII в., Нижний Новгород получил новый облик. Раньше его силуэт определялся высокими деревянными шатрами церквей, теперь же — каменными пятиглавыми храмами, колокольнями и многоярусными церквами. Вновь появляющиеся каменные церкви строились на месте деревянных, или занимавших вершины холмов, или замыкавших перспективы улиц; таким образом в невысокой и почти сплошь деревянной городской застройке сохранялись ее прежние доминанты. Поэтому изменения в архитектуре отдельных зданий не привели к потере своеобразия исторически сложившегося силуэта города, но закрепили его в долговечном материале. Ожерелье кремлевских стен, окруженное домами посадов, по-прежнему составляло основу композиции речного фасада города. Завершали ее ансамбли Благовещенского и Печерского монастырей, расположенные вверх и вниз по течению реки.

К концу XVIII столетия в большинстве русских городов коренным образом изменились их планировка и внешний облик. После указа 1768 г. «О сделании всем городам специальных планов» свыше четырехсот городов Российской империи получили для руководства в своей застройке новые, составленные по принципам регулярной планировки городские планы, а также типовые проекты для жилых домов.

Основной причиной, побудившей правительство начать столь широкие работы, явились новые условия развития городской жизни, возникшие в результате экономических и политических преобразований XVIII в. Немалую роль играло и желание унифицировать организацию и внешний вид населенных мест, приблизив их к западноевропейским городам, и тем самым облегчить административное управление ими. Серьезным экономическим обоснованием предпринятого дела была и необходимость максимально сократить колоссальные убытки от больших пожаров, постоянно угрожавших тесной, беспорядочной деревянной застройке на узких улицах старых русских городов.