страны арктики

Рубрики

Каменные храмы Нижнего Новгорода

История и архитектура Нижнего Новгорода.
В XIV в. каменные храмы сооружаются в Нижнем Новгороде не только в кремле. В 1371 г. строится церковь Николая Чудотворца на Почайне, при впадении речки в Волгу. Выбор места для строительства показывает, что Нижний посад — район Торга и волжских пристаней — к тому времени был защищен достаточно надежными укреплениями.

В 1370 г. московский митрополит Алексий, ближайший помощник князя Дмитрия Донского в его деятельности по объединению Руси, прибыл в Нижний Новгород и построил церковь Благовещения в нижегородском Благовещенском монастыре. Возведение каменного храма в монастыре, подчиненном непосредственно московскому митрополиту, в дополнение к другим активным действиям Алексия в Нижнем Новгороде явилось серьезным политическим мероприятием, которое свидетельствовало в пользу присоединения к Москве.

Церковь была сломана в XVII в., находилась она примерно на месте Сергиевской церкви, но точное расположение ее пока не известно. Хотя остатки церкви до сих пор не обнаружены, судить о ее архитектуре можно по изображению на створе киота иконы Алексия Митрополита. Икона находилась в Благовещенском монастыре, и Макарий, исследователь нижегородской старины, относил ее к XV-XVI вв., то есть ко времени, когда здание еще существовало.

Высокая, уступами растущая вверх церковь Благовещения имела одну главу. Стены ее завершались закомарами и ступенчатыми кокошниками; алтарная часть была трех-апсидной, причем высота апсид составляла половину высоты основного объема церкви, что указывает на большие по вертикали размеры внутреннего помещения.

От второй половины XIV в. в Северо-Восточной Руси не осталось ни одного неперестроенного сооружения. Только благодаря работам середины 20 века, особенно реставрации Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (конец XIV в.), можно по аналогии представить себе архитектуру нижегородского храма. Церковь Благовещенского монастыря была старше московского собора, но во многом подобна ему,- это еще один памятник, приподнято-возвышенный образ которого как бы призывал к борьбе против монголо-татарского ига. Он как нельзя более соответствовал времени подъема национального самосознания в преддверии освободительной Куликовской битвы.

В Древней Руси организация новых монастырских хозяйств на необжитых местах имела прогрессивное значение, так как была сопряжена с освоением новых земель и заселением окраин. Монастыри были и культурными центрами — в них хранились и переписывались книги, жили люди, владевшие полным объемом доступных тогда знаний.

Мудростью и начитанностью прославился Дионисий — монах Печерского монастыря в Киеве, переселившийся на Волгу и основавший здесь в 1328-1330 гг. нижегородский Печер-ский монастырь. Современники ценили Дионисия как «мужа премудра, разумна, промышлена же и рассудив». Это был крупный общественный деятель, вложивший много труда в борьбу за единство Руси, за освобождение от монголо-татарского ига: помогая нижегородскому князю, он добился учреждения в Нижнем Новгороде самостоятельной архиепископии. В 1384 г. Дионисий, уже глубокий старец, был посвящен в сан митрополита Московского. По его инициативе в 1377 г. Лаврентием, монахом одного из нижегородских монастырей (по-видимому, Печерского), была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись.