страны арктики

Рубрики

Архитектурные детали Спасского собора

История и архитектура Нижнего Новгорода
Архитектурные детали Спасского собора XIII в., найденные при земляных работах в кремле, фундамент и другие остатки Архангельского собора XIII в., раскопанные Н. Н. Ворониным в 1960 г., свидетельствуют о том, что древние памятники нижегородской архитектуры представляют собой закономерный этап в развитии владимиро-суздальского зодчества. Тип четырехстолпного, квадратного в плане храма с тремя притворами и троечастным алтарем был полностью повторен в построенном несколько позже Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Этот собор в свою очередь послужил прототипом ряду построек, возведенных в Северо-Восточной Руси в последующие столетия.

В Нижегородском музее-заповеднике хранятся каменные резные детали Спасского собора — угол орнаментированного пояса и капитель колонны. Неглубокой резьбой на капитель как бы нанесен графический рисунок, не изменяющий ее общей формы. Средний цветок, напоминающий заставки древних рукописных книг, почти целиком повторяется в капителях колончатого пояса Георгиевского собора.

Одинаковы у них и абаки. Капитель аркатуры Рождественского собора в Суздале очень близка нижегородской по своей форме, орнаменту и характеру резьбы. Капитель Спасского собора имела прежде валик, который, как и в Рождественском соборе, был украшен угловыми порезками (валик утрачен при эвакуации музея в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Почти полное тождество всех трех  резных деталей подтверждает принадлежность нижегородской капители аркатурному поясу. Размер ее, 32 см, несколько больше, чем у двух других. Это говорит или о большей высоте колончатого ряда, или о более приземистых пропорциях его в нижегородском соборе. Капитель, очевидно, была левой стороной прислонена к лопатке троечастного членения стены, поэтому ее фасадная сторона срезана по вертикали, а боковая, перпендикулярная стена, значительно уже фасадной. Эти особенности показывают, что данная деталь не могла принадлежать порталу собора, как предполагали некоторые исследователи. Кроме того, капители порталов Рождественского и Георгиевского соборов имеют совершенно другой рисунок, отличный от рисунка нижегородской капители, а обе грани их равны, так как рассчитаны на угловую точку зрения.

По аналогии с сохранившимися храмами Северо-Восточной Руси вполне можно представить себе внешний вид нижегородских соборов, которые занимали центральное место в композиции Нижнего Новгорода XIII в. и во многом определяли его облик. Земляные валы и деревянные стены окружали дома, срубленные из толстых бревен. На однотонном фоне их выделялись белокаменные храмы, украшенные изысканной резьбой. Их стройные силуэты создавали яркий, реально ощутимый образ, воспоминание о котором поддерживало человека в трудные минуты, вызывало у него чувство единения с Родиной. Среди невиданных зверей и небывалых стилизованных растений, украшавших стены соборов, преобладали изображения львов и барсов, бывших эмблемой Владимирского княжества, символизировавших силу и и смелость — качества, так необходимые для сохранения человеческой жизни, находившейся в то беспокойное время под постоянной угрозой смертельной опасности. Каждый день можно было ждать нападения не только со стороны волжских болгар или мордвы, но и любого соседнего, русского же феодального княжества.