страны арктики

Рубрики

История и архитектура Нижнего Новгорода

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Место слияния двух мощных водных артерий — Волги и Оки — настолько значительно по своему географическому положению на всей Восточно-Европейской равнине, что не могло не быть обитаемым с самой глубокой древности. Действительно, в 1877 г. археолог А. С. Уваров обнаружил стоянку людей древнего каменного века в нижнем течении Оки, близ границ нынешней Нижегородской области. Это Карачаровская стоянка — один из древнейших и очень редких памятников верхнего палеолита на северной территории европейской части России.

Археологическое изучение района Балахны показало, что люди жили здесь и в эпоху неолита. Своеобразие находок позволило ученым выделить Балахнинскую культуру из культуры обширной массы племен, оставивших в своих жилищах ямочно-гребенчатую керамику. Родственная Балахнинской группа неолитических племен, обитавших по Оке и Волге, получила название по давно известной стоянке Волосово Навашинского района Нижегородской области.

Раскопки, проводившиеся там, подтвердили гипотезу о местном происхождении Волосовской культуры, сложившейся в конце IV — начале III тысячелетия до н. э. при взаимодействии двух ранненеолитических культур — верхневолжской и культуры, характеризуемой древней ямочно-гребенчатой керамикой. Волосовские племена жили оседло в полуземлянках, сгруппированных в небольшие поселения всего на 25-30 человек, занимались охотой и рыбной ловлей, используя лук и стрелы с кремневыми и костяными наконечниками, форма их каменных ножей и полированных топоров, отработанная многими поколениями мастеров, может вызвать зависть и у современных дизайнеров. Изучение остеологического материала раскопок показало, что главным объектом охоты древнейших племен был лось, дававший мясо для еды, шкуру для одежды и крепкую кость для изготовления мелких орудий.

Изображение лося встречается на памятниках эпохи бронзы, представленной культурой большекозинского типа (Большое Козино — село между Сормовом и Балахной), возникшей в результате ассимиляции позднебалахнинских племен волосов-скими древнефинскими  племенами.

Наиболее интересные предметы найдены в известном по давним раскопкам Сейминском могильнике и стоянке на реке Сейме около поселка Решетиха Дзержинского района Нижегородской области, где выявлены разновременные напластования.

Многочисленность находок, а также длительный период существования поселений дают основание не считать эти предметы случайными для территории нижнего течения Оки, хотя их появление здесь все еще остается загадкой. Они служат свидетельством достаточно развитых социальных отношений, как и наличия торговых связей с весьма отдаленными районами, откуда жители окских берегов получали янтарь и нефрит, металл для изготовления бронзовых изделий, нередко достигавших высокого художественного и технического качества.

Замечательны литые рукоятки кинжалов с фигурками лошадей, выполненными с преувеличенно крупными головами и очень выразительными по движениям, орнаментированные колты, наконечники копий изысканно изящной формы — все эти предметы относятся к XV-XIV вв. до н. э.

Не случайно, что рукоятка другого сейминского кинжала была украшена головой лося, наиболее крупного из промысловых животных местных лесов. По утверждению археолога А. В. Арциховского, это изображение связано с тотемическими представлениями местного населения, которые через много веков отразились в гербе великого княжества Нижегородского.

Лось как эмблема «Нова города Низовские земли» впервые встречается на большой государственной печати, которой были скреплены договоры Ивана Грозного с Швецией в 1583 и 1584 гг. В царском указе 1666 г. объясняется: «Печать нижегородская, на ней лось ступает». В начале XVIII в., когда герольдмейстерской конторой устанавливались гербы городов и губерний, лось был заменен оленем и в первый раз назван так в 1729 г. В советское время изображение оленя перешло на герб города Горького (Нижний Новгород), стало всемирно распространенной эмблемой Горьковского автозавода.