страны арктики

Рубрики

Берново

Берново, музей Пушкина

Берново — село, административный центр Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в 55 км от Старицы, на шоссейной дороге областного значения Старица — Торжок. Расположено по обеим сторонам берега реки Тьмы, в низине, со скатом к югу к реке.

И вот у вас на пути — очередная пушкинская достопримечательность — Берново (53 км от Грузин). Но еще на пути в это село, когда дорога повернет и пойдет вдоль речки Тьмы, вам встретится живописная усадьба пушкинских времен — «Высокое», где, по преданию, бывал, гуляя в окрестностях Бернова, поэт.

Этот окруженный хозяйственными постройками и небольшим садом двухэтажный деревянный особняк в стиле русского ампира принадлежал помещикам Ртищевым — соседям Вульфов, знакомых Пушкина. Сделанный в начале XIX века тверскими плотниками, дом долгое время служил школой. Затем предполагалось разместить в нем экспозицию еще одного пушкинского музея. Однако усадьба полностью стоит заброшенной. Главный дом разрушился со временем. Сохранились стены церкви, два флигеля, в одном из которых, судя по табличке, находится колхозный клуб, в другом, как водится, склад, и одна башня — остатки бывших въездных ворот. Рядом кладбище, где можно разыскать усыпальницу Ртищевых.

С каким-то щемящим душу чувством вы всматриваетесь в окружающие дорогу поля, холмы и перелески. Как пронзительно остро, в самое сердце западают пейзажи пушкинской Руси! Вот и это село Берново с его сбегающими к реке улочками, далеко окрест разбросанными избами и неизменной церковью. Бернову — более 500 лет. Его основал предприимчивый лесопромышленник, сплавлявший по Тьме лес. Позднее берновской вотчиной был пожалован бригадир П. Г. Вульф. чей сын Иван Петрович Вульф достиг высокого сенаторского звания и одно время был орловским губернатором. И. П. Вульф приходился дедушкой А. П. Керн, гостившей в детстве в берновском имении. Тогда здесь был построен особняк, ставший впоследствие музеем.

В пушкинские времена берновские владения оказались поделенными между многочисленными внуками П. Г. Вульфа. Самая богатая часть поместья — Берново — досталась самому неприятному из Вульфов, Ивану Ивановичу. Соседние, ныне объявленные заповедными, деревни принадлежали: Павловское — Павлу Ивановичу, Курово-Покровское — Анне Ивановне, в замужестве Папафидиной (ее супруг Павел Иванович Панафидин был автором «Морских записок офицера»), Малинники — вдове Николая Ивановича. Прасковье Александровне Осиповой-Вульф. А. С. Пушкин часто приезжал сюда, проводил время у своих друзей и знакомых Вульфов.

Реставрация сохранившихся памятников раскрыла нам замечательные страницы пушкинской биографии. Взять хотя бы построенный И. П. Вульфом берновский особняк в стиле ампир, с колоннами и мезонином. Фашистские оккупанты использовали нижний этаж этого памятника архитектуры под конюшню, а на втором этаже разместили госпиталь. Здание все же уцелело в огне войны. Позднее в нем открылась школа.

Вскоре после Великой Октябрьской революции здешние жители собирали деньги для создания неподалеку от Бернова, в деревне Кожевниково, Народного дома имени А. С. Пушкина. В самом Бернове регулярно собирались члены Общества по изучению наследия поэта. Когда в конце 60-70-х годов началось формирование берновского музея, в нем приняли участие прежде всего местные жители.

Девяностолетняя Е. Ф. Сандальева, муж которой служил у Вульфов, принесла подаренные ему некогда вещи. Калининский журналист преподнес «Почтовый дорожник» 1829 года с описанием всех почтовых дорог. Московский профессор Д. А. Вульф — один из берновских потомков — передал музею конторку-секретер и диван красного дерева начала XIX века. От поколения Панафидиных из Ленинграда прибыли мебель и фотографии. Потомок Катеньки Вельяшевой передал снимки ее родителей, а дальняя родственница Вульфов из Сухуми художница В. Д. Бубнова оставила в Бернове старинный альбом с рисунками дома, его обитателей и парка.

В 1971 году открылась первая литературная экспозиция, а в 1976 году пушкинский музей отпраздновал новоселье в реставрированном берновском доме. Теперь тысячи людей могут попасть в «тверской кабинет» А. С. Пушкина.

«Господский дом в Бернове стоял на горе задом к саду, впереди его — большой двор, окруженный каменного оградою. Далее площадь, охваченная с обеих сторон крестьянскими избами, и в середине ее, против дома — каменная церковь»,- писала А. П. Керн о своих детских впечатлениях.

Эту церковь, построенную в XVII веке и представляющую образец московского барокко, вы уже, наверное, заметили. Около нее на кладбище похоронены Вульфы, Вельяшевы, Панафидины.

Берновский дом был обширным, просторным, из 30 комнат. А. С. Пушкину отводили, говорят, малую гостиную с балконом, выходившим в сад. «Пушкин писал свои стихотворения обыкновенно утром, лежа в постели, положив бумагу на подогнутые колени. В постели же пил и кофе. Не один раз писал так Александр Сергеевич тут свои произведения, но никогда не любил читать вслух для других… Иногда Пушкин большими шагами ходил по гостиной, обыкновенно вполголоса разговаривая со своим собеседником…»- вспоминал сын хозяина имения, И. И. Вульфа.

Вглядитесь в писанный маслом Б. Плотниковым в 1843 году портрет И. И. Вульфа, поручика, служившего в лейб-гвардии Семеновском полку, вышедшего в отставку и поселившегося в Бернове. Не кажется ли вам, что надменное, брезгливое, с чертами жестокости лицо властного барина-крепостника принадлежало Троекурову? Да и если попристальней всмотреться, сколько намеков рассыпал А. С. Пушкин в «Дубровском». В романе фигурирует   напоминающее по описанию берновскую усадьбу Покровское. Одна из близлежащих вульфовских деревень   называлась   Курово-Покровское. Возможно, трое  Вульфов — Петр  Гаврилович,  Иван  Петрович и Иван Иванович — послужили прототипами собирательного образа Троекурова.

А. С. Пушкин довольно скептически относился к Вульфам, Панафидиным и прочим старицким знакомым. «Эти господа не служат и сами занимаются управлением своих деревушек, но признаюсь, дай бог им промотаться… Какая дикость! Для них не прошли еще времена Фонвизина. Между ними процветают еще Простаковы и Скотинины»,- сообщал он в неоконченном «Романе в письмах», явно с натуры списывая нравы и быт дворянства.

В экспозиции берновского музея, созданной по проекту Ю. Л. Керцелли, представлены разнообразные материалы о поездках А. С. Пушкина в старицкие края и произведениях, написанных в этих местах, о знакомых поэта и его друзьях. Перед домом установлен бюст А. С. Пушкина, аналогичный тому, что вы видели в Торжке. Вокруг дома раскинулся парк. Во время Великой Отечественной войны в нем погибло много деревьев. Но все же 60 лип-долгожителей (лесоводы считают, что им под 200 лет!) уцелели. Парк, заложенный в конце XVIII века, восстановили. Одна из его достопримечательностей — пруд, усыпанный белыми лилиями, в зеркале которого отражался фасад берновского дома. Деревья на центральной аллее, ведущей к подъезду, образовали арку.

А теперь давайте отправимся на… «Парнас». Это самый заветный уголок парка — живописный холм, получивший свое название от А. С. Пушкина. Как свидетельствуют предания, поэт очень любил сидеть здесь под гитантской сосной, самым большим деревом в Бернове. Но деревья, как и люди, не вечны. Пронесшийся незадолго до пушкинского праздника в 1979 году ураган уничтожил замечательный памятник природы. Берновский 35-метровый патриарх рухнул, сломанный у самого основания. Высаженные семена погибшего дерева давно превратились в высокие деревья, воплотившись в другой живой памятник.

Есть еще в Бернове два дорогих нашему сердцу места. Это знаменитая мельница у омута на реке и высокий обрывистый берег Тьмы, вдоль которой не единожды проезжал Пушкин из Павловского.

В берновском музее демонстрируется немало экспонатов, сделанных руками крепостных. И по сию пору живут здесь рассказы о том, что Пушкин «не чуждался крестьян и дворовых и часто с ними разговаривал и шутил, и крестьяне его также не чуждались, любили с ним беседовать и считали его за человека доброго, веселого и большого шутника».

Кто знает, какие блестки фольклорных слов подобрал поэт, чтобы расцветить ими свои произведения, когда слушал, например, в Павловском крепостную певунью Дуню Прокофьеву, пленившую поэта исполнением народных песен? И не почерпнул ли он кое-что из разговора с плотником Г. Емельяновым, который рассказал своему собеседнику грустную историю об обманутой дочери мельника, утопившейся в омуте.

Этот сюжет, распространенный в русском фольклоре, известен в разных вариантах. В одном говорится о тверском князе-охотнике, повстречавшемся с дочкой мельника, в другом — о барском камердинере, нежданно-негаданно отданном в солдаты. Внучка А. И. Панафидиной, сестры владельца Бернова, вспоминала рассказ бабушки о приезде из Москвы в Берново генерал-майора, главнокомандующего А. Тутолмина, сопровождаемого франтом лакеем, соблазнившим и бросившим дочь мельника.

Вы вглядываетесь в черную под вечер, будто застывшую воду, где днем деревенские мальчишки весело плещутся и ловят рыбу, и кажется, что где-то там в глубине чуть посверкивает чешуя русалки, а губы шепчут невзначай:
Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.

Летом 1891 года на берега Тьмы приехала веселая компания гостей баронессы Вульф, собравшихся на пикник. Среди них был И.И. Левитан, который вскоре устроился с этюдником возле омута. С. П. Кувшинникова вспоминала потом, с каким вниманием слушал художник рассказы баронессы о трагедии, разыгравшейся в имении ее деда: молодой конюший полюбил дочь мельника. Девушка забеременела. Разгневанный барин приказал конюшего отдать в солдаты, а девушка с горя бросилась в омут…

Тропинка тут вилась — она заглохла,
Давным-давно сюда никто не ходит;
Тут садик был с забором, неужели
Разросся он кудрявой этой рощей?

Пушкинской поэзией в этих местах, казалось, пропитан даже воздух. А. С. Пушкина то и дело вспоминало собравшееся общество. Вскоре художник вместе с С. П. Кувшинниковой перебрался из Затишья, имения Н. П. Панафидина (дяди Лики Мизиновой), в котором он гостил, в соседнее село Курово-Покровское (7 км от Бернова), где у маленькой речушки Нашуги среди зелени и поныне возвышается, хотя и перестроенный, двухэтажный каменный дом с колоннами.

Здесь А. С. Пушкину обычно отводили внизу так называемую «цветочную» комнату с камином. В ней стояли кровать с высокими спинками и ломберный столик с долгое время хранившимися записями А. С. Пушкина. В Калининской картинной галерее экспонируется небольшое полотно С. П. Кувшинниковой «Дом в Курово-Покровском», запечатлевшее обитель И. И. Левитана в 1891 году, где он написал картину «У омута».
Этюды, написанные в Затишье и Курово-Покровском, «Сжатое поле. Серый день» и «Осень» И. И. Левитан подарил Д. П. Кувшинникову и Л. Е. Мизиновой. Кроме того, он сделал портрет хозяина курово-покров-ского поместья Н. П. Панафидина.

С высокого откоса над Тьмой, где стоят три сосны, открывается замечательный вид на долину реки с большим валуном посреди русла и прибрежные заросли. Словно по призыву, обращенному к нам из XIX века:
«И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня», теперь в Верхневолжье началось настоящее паломничество любителей русской поэзии.

В 1968 году Калининский облисполком принял постановление «Об охране, использовании и благоустройстве историко-природного заказника, связанного с жизнью и творчеством А. С. Пушкина». И уже к 1971 году образовался литературный маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья», центром которого стали Берново и пушкинский музей в нем. И до сих пор ежегодно, каждое первое воскресенье июня, в селе проводится традиционный Пушкинский праздник поэзии, а по «Пушкинскому кольцу» путешествуют тысячи туристов.